В лесу под Новобелицей нашли новые массовые захоронения. А где и кого еще могли казнить под Гомелем?
Поисковые работы ведутся в рамках уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, возбужденного Генеральной прокуратурой РБ. Предполагается, что здесь лежат останки людей, уничтоженных нацистами.
Страшные находки
Телеканал ОНТ сообщил, что в Ченковском лесу обнаружено 21 расстрельная яма. В каждой из них может находиться несколько десятков убитых. Работы по вскрытию захоронений ведут военнослужащие 52-го отдельного батальона Министерства обороны РБ. Анализом собранных материалов занимаются специалисты прокуратуры Гомельского района и Государственного комитета судебных экспертиз. По заключению экспертов, в захоронениях находятся исключительно гражданские лица, на что указывают обнаруженные там предметы быта, включая и женские вещи. Элементов военного снаряжения не найдено, кроме патронов и обоймы от винтовки «Маузер-98», состоявшей на вооружении вермахта и его союзников. Криминалисты предполагают, что находящиеся в захоронениях люди были убиты выстрелами из огнестрельного оружия в голову.
Говорится, что останки погибших будут торжественно перезахоронены, а в лесу под Новобелицей возможно создание крупного мемориала жертвам нацистского террора.
В период немецко-фашистской оккупации 1941-1943 года население Гомеля сократилось со 140 тысяч до 15 тысяч. Именно такое количество жителей оставалось в городе после его освобождения Красной Армией 26 ноября 1943 года. Значительная часть гомельчан и жителей окрестных деревень принудительно угонялись немцами под видом «эвакуации из прифронтовой зоны», при этом множество людей погибли по дороге либо в лагерях для перемещенных лиц. Тысячи гомельчан были замучены ранее в застенках различных оккупационных спецслужб — гестапо, абвера, СД, тайной полевой полиции и местной вспомогательной полиции по обвинениям в помощи партизанам и подпольщикам и нарушении оккупационного режима. В нескольких гомельских гетто было истреблено практически все еврейское население Гомеля, не успевшее эвакуироваться. Кроме этого, по данным Государственного комитета по расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов, только в Дулаге-121, располагавшемся на площади Восстания, было уничтожено около 100 тысяч советских военнопленных и мирных жителей. Всего в Гомеле уничтожению подверглось более 150 тысяч человек.
Нацистские оккупанты занимались массовыми убийствами людей во многих местах в самом Гомеле и в его окрестностях. В частности, и в Новобелицком лесу тоже. При этом тут надо быть предельно осторожным — в 1937-1938 годах в лесах за Новобелицей производились расстрелы жертв незаконных репрессий.
Это было установлено фактически группой археологов из Гомельского областного краеведческого музея и Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, проводивших здесь раскопки в 1995 году. В ходе работ в 1-2 километрах юго-западнее ресторана «Чабарок» в Щекотовском лесу были вскрыты две расстрельные ямы, в которых были найдены останки 136 человек. Судя по одежде, здесь были захоронены как гражданские, так и военные, включая летчиков. На месте были найдены гильзы и пули от револьвера Наган, автоматического пистолета Кольт и Маузер (или ТТ), футляр от расчески с нацарапанной на ней датировкой августа-октября 1937 года и статьями УК, яловые сапоги, резиновые калоши, кружки и много других вещей — все с маркировкой не позже довоенного времени. По мнению археологов, в лесу могли находится другие ямы с останками. Результаты данных работ были опубликованы старшим научным сотрудником Гомельского областного краеведческого музея А. И. Штеменко в научном сборнике в 1997 году. По факту обнаружения данных останков прокуратурой Гомельского района было возбуждено уголовное дело.
Впоследствии захоронения на 9-м километре Черниговского шоссе периодически нарушались «черными копателями».
Из практики известно, что немецко-фашистские оккупанты иногда расстреливали советских граждан на местах захоронений незаконных репрессий конца 30-х годов.
По некоторым данным, специалисты поискового батальона также проводили работы в районе Лещинца, где в годы войны немцы массово уничтожали советских граждан, в том числе и на территории военного городка. Несколько ранее, после сообщения граждан, в районе нынешней деревни Цагельня поисковиками были обнаружены останки 14 красноармейцев, участвовавших в оборонительных боях августа 1941 года.
Нельзя забыть
В свою очередь, читатели неоднократно сообщали «Сильным Новостям» о малоизвестных местах массовых расстрелов, произведенных нацистами и коллаборационистами. В 2000-х годах при строительстве корпуса БелНИИПнефти на улице Книжной, по свидетельству жителей соседних домов, в земле нашли большое количество человеческих останков. К сожалению, работы не были остановлены. Известно, что в этом районе находилось стрельбище Чонгарской кавалерийской дивизии, во рву которого немцы захоронили около 18 тысяч замученных военнопленных. Смертность в лагере доходила до 300 человек в день. После того, как ров заполнился, трупы стали вывозить в другие места. Согласно справочнику о местах заключения советских граждан в Беларуси, в районе городской тюрьмы на Книжной также размещался еще один из концентрационных лагерей.
Согласно рукописным воспоминаниям гомельчанина Олега Писковского, находившегося в Гомеле в период оккупации, примерно в этом же районе на улице Советской располагалось одно из еврейских гетто. По словам Писковского и других гомельчан, немцы расстреливали военнопленных и других узников во рву в районе пересечения улицы Советской с Кирова. По одним данным, это мог быть проходивший здесь противотанковый ров, по другим — канавы, тянувшиеся вдоль Советской. По воспоминаниям старожилов, человеческие кости нашли при строительстве завода «Гомелькабель». В 1983 году при проведении земляных работ на участке, прилегающем к общежитию Общества слепых на улице Советской (напротив троллейбусного парка) нашли большое количество человеческих останков, в затылочной части черепов имелись входные пулевые отверстия. Представляется, что участок улицы Советской, примерно от «Старого Аэродрома» до современной улицы Федюнинского, мог стать местом массовой гекатомбы мирных жителей и советских военнопленных.
Некоторые способы массового уничтожения людей отличались невообразимой жестокостью. Так, по свидетельству одного из гомельчан, в 1942 году нацисты на его глазах закопали живьем на лесной дороге в Чечерском районе группу евреев, доставленных туда на грузовой машине.
По некоторым данным, на территории клинкерного завода нацистами использовались четыре печи для сжигания трупов. В 1970 году при строительстве детского садика на улице Чонгарской дивизии это страшное место было обнаружено. К массовым уничтожениям нацистские преступники подходили «технологично» — при открывании дверей в печах выбрасывались стальные раскладушки с креплениями для рук людей. Нашли здесь и чугунную вывеску с надписью готическими буквами «Спортивно-трудовой оздоровительный лагерь» и орлом со свастикой. Тела сжигаемых людей обливали специальной долго горящей жидкостью.
Заключенный Дулага-121 М.Н. Якушев также показывал, что в районе аэродрома находилось четыре специальные машины для сжигания трупов.
Расстрелы и захоронения производились фашистами в лесу на Речицком шоссе, в Лещинском лесу, в противотанковых рвах у МТС, у села Красное и на 201-м километре железной дороги Гомель-Жлобин, в ямах вокруг Дулага-121 и у элеватора.
Также нацистские оккупанты производили свои экзекуции на участках частных домовладений. В частности, только на огороде гомельчанки Яськовой было расстреляно и захоронено около 2 тысяч человек. Множество узников тайной полевой полиции ГФП расстреляли на огороде у Фицевых на улице Плеханова.
Возвращаясь к захоронениям в Новобелицких лесах, где лежат жертвы незаконных репрессий, красноармейцы, погибшие здесь в августе 1941 года, и жертвы нацистского террора, стоит привести еще одну историю. В 2000-х годах поисковый батальон МО РБ уже проводил работы по другую сторону Черниговского шоссе — в Бутулиновском лесу по дороге на Кантакузовку. Тогда от местных жителей поступило сообщение о находке здесь человеческих останков. Официальное заключение, кажется, было такое — в лесу захоронены погибшие в 30-40-х годах. После завершения работ поисковиков на этом месте уже «черные копатели» собрали ряд вещей, некоторые из которых были выложены в Интернет. Одновременно выдвинули утверждение, что в данном месте лежат жертвы сталинских репрессий или, что могло вызвать еще большую сенсацию, польские военнопленные. Дело в том, что обнаруженные тут артефакты имели явно иностранное происхождение, но чуть более внимательный анализ собранных «вещдоков» заставлял критически отнестись к этой версии. Так, тут обнаружили немецкую монету в 10 пфеннигов 1938 года и немало форменных пуговиц — от обмундирования вермахта. Тогда сходу была выдвинута другая гипотеза — тут расстреляны немецкие военнопленные. В качестве доказательств ссылались на найденные гильзы якобы от револьвера Наган. Но при внимательном взгляде можно было установить, что внешне похожие на советские, на самом деле являются гильзами от австро-венгерского револьвера Раста-Гассера, что легко проверялось соответствующими справочниками. После аншлюса Австрии эти револьверы попали в Германию и состояли на вооружении вспомогательных войск, в частности, охранявших концлагеря. В Гомеле рабочие при рытье траншеи нашли такой револьвер на площади Восстания, как раз на месте Дулага-121.
Таким образом, можно предположить, что на этом месте бывшего стрельбища в Новобелицком лесу были расстреляны немецкие военнослужащие — и немцами же. Кто это был? Известно, что часть соединений вермахта в Гомеле комплектовалось из уроженцев Австрии, не особо рвавшихся воевать за гитлеровский «рейх». Окончательно прояснить эту загадку могут только дополнительные исследования, в том числе и в архивах ФРГ и Австрии.