Skip to main content
СИЛЬНЫЕ НОВОСТИ
А что говорят родители?
Когда воспитатель рассуждает о современных детях, их недостатках и педагогическом процессе, то хочется задать резонный вопрос: а что думают сами родители о детских садах, наставниках и собственном участии в воспитании детей?

Базовые навыки ребенок получил дома, но и детский сад не отставал


Наша следующая собеседница – минчанка Ольга. Ее сын уже пошел в школу, но воспоминания о детском саду, взаимодействии с педагогами и трудностях воспитания еще достаточно свежи.

«Мой сын пошел в детский сад, когда ему было 2,5 года. Тогда он не очень хорошо говорил, но мог более-менее самостоятельно кушать и понимал, что нужно ходить в туалет. Плюс к тому моменту он уже не носил подгузники.

Как я его готовила к детскому саду? Понятно, что пластилин, краски и все такое у нас были, хоть мы и не сидели за рисованием или лепкой каждый день. Гораздо чаще внимание уделялось книгам, я читала ему сказки», – вспоминает Ольга.
Идя в сад, ее сын умел и знал все базовые вещи, которые требовались, понимал, как себя вести. Мальчик испытывал определенные трудности с речью, на что обратила внимание воспитатель. Поэтому ребенка стали водить к частному логопеду. Позже появилась возможность заниматься с логопедом в детском саду, а затем сын стал ходить в логопедическую группу.

«Хочу отметить работу логопеда. Ее помощь оказалась очень качественной. Детям там не просто объясняли, как правильно произносить звуки и слова. Они проходили буквы, слоги, учились читать и писать. Этому всему научили в саду без дополнительных занятий, которые есть в старшей группе вне программы детсада.

Разумеется, воспитание ребенка мы не отдавали полностью на откуп детскому саду. Мы с сыном всегда выполняли домашние задания. Нам, родителям, это было не в тягость, а у сына развивалось чувство ответственности: раз что-то задали, значит, нужно прийти подготовленным и никак иначе.

В нашем саду все время были проблемы с учителями физкультуры. Они то болели, то увольнялись. Поэтому, чтобы как-то компенсировать двигательную активность, дважды в неделю водили сына на гимнастику», – делится своим опытом Ольга.

Бороться с телефоном непросто, но пробовать нужно


В семье нашей героини было заведено правило, что ребенку без разрешения нельзя брать телефоны родителей. Потому что Ольга, как она сама признается, становится строгой мамой, когда вопрос касается гаджетов.
.
«Дать ребенку телефон мы могли только в крайнем случае (например, в очереди в поликлинике), но и то, не поиграть, а посмотреть мультфильм. Мультики, кстати, сын смотрел чаще всего перед сном и в ограниченном количестве. Днями перед телевизором никогда не сидел. При этом я всегда сама выбирала, что ему смотреть, чтобы это не оказалась какая-нибудь ерунда. Когда сын становился постарше, то постепенно получал больше свободы и мог выбирать что-то самостоятельно, но так было уже после пяти лет», – объясняет Ольга.

Они с мужем всегда старались заменять телефон и компьютер другими активностями: раскрасками, игрушками, настольными играми. Начинали с простого – с детского лото с картинками и тому подобного. Позже пошли развивающие игры, игры на логику.

«Это лучше, чем гаджеты. Настольных игр у нас вообще много. Хотя мы не оставляем сына без телефона. Просто стараемся, чтобы любая подобная техника была в его жизни в ограниченном количестве.

Правда, с возрастом телефона в жизни сына становится все больше. На это влияет окружение, зависимое от гаджетов. Даже помню, когда мама мальчика из нашей группы разрешала своему ребенку брать телефон в сад. Однажды я пришла за сыном (а группа как раз была на прогулке) и увидела такую картину: один мальчик сидит на скамейке, а вокруг него вся группа. Зачем такая прогулка? Естественно, я не смогла промолчать и поговорила с воспитателем.

Сейчас у всех детей телефоны – и это проблема. Онлайн-игры, мультики – от них никуда не деться. Оставлять ребенка без телефона полностью нельзя, потому что у него может начать развиваться комплекс неполноценности: почему у всех есть, а у меня – нет? Стараемся искать золотую середину. Объясняем сыну, что постоянно играть в телефон и смотреть мультики – нельзя, но время от времени – без проблем. Хуже всего что-то категорически запрещать. Поэтому пытаемся достучаться до сына и, если так можно сказать, дозируем гаджеты в его жизни, чтобы не было негативного влияния на здоровье», – говорит Ольга.

«Не воспитывай ребенка – воспитывай себя»


Ольга считает, что воспитание ребенка – это совместная работа родителей и детского сада. Пятьдесят на пятьдесят. К этому выводу она пришла к тому моменту, когда ее сын отправился в школу.

«Нельзя все взвалить на одну из сторон. Хотя однажды на собрании воспитатель сказала, что труд педагога – это 30%, а остальные 70% – ответственность родителей. Я с этим мнением не согласна, хотя допускаю, что ей виднее с высоты ее опыта работы», – рассуждает собеседница.

Хотя, припоминает в разговоре Ольга, она сталкивалась с такими мамами, которые говорили, что им некогда заниматься с малышом, возмущались из-за домашних заданий. Но педагоги никого не заставляли что-то делать, а объясняли, что любая работа с детьми в интересах их же родителей. Некоторые выполняли задания или через раз, или на выходных – сразу за всю неделю.

«Что касается нашего примера, то могу сказать, что детский сад и родители друг друга дополняли. Воспитание и обучение проходили и в образовательном учреждении, и за его пределами.

Чему мы научили ребенка дома? Для примера скажу, что мы научили его делиться, не жадничать. У детей в саду может просыпаться какое-то чувство собственничества, нежелание давать сверстникам поиграть в свои игрушки. А мы объясняли сыну: не хочешь делиться – будешь играть один, а если ты кому-то дашь свою игрушку, то друзья дадут тебе что-то взамен. Он понимал, что одному играть скучно, поэтому привыкал правильно коммуницировать со сверстниками.

Я где-то прочитала хорошую фразу: не воспитывай ребенка – воспитывай себя. Полностью согласна с этим. Дети смотрят на родителей и повторяют за ними, это наглядный пример. Поэтому и в этом плане мы старались быть для сына примером, показывая ему, как себя вести, что делать, как контактировать с людьми».

Есть вопросы, но не к воспитателям, а к их руководству


Оксана живет в одном из райцентров Минской области. Вместе с мужем они воспитывают двух детей, поэтому на своем опыте узнали, что из себя представляет дошкольное образование в их городе. Оксана говорит, что при всем желании не взялась бы требовать от воспитателей большего и осуждать их за работу.

«Если судить по тому, что я наблюдала, то мне кажется, воспитатели делают максимум из того, что могут в тех условиях, в которых находятся. И за малышами следят, и занятия проводят. Другое дело, что из-за большого количества детей в группе не на каждого ребенка хватает времени – это недостаток. Когда в группе 35 человек, а занимается с ними один воспитатель, то понятно, что мой ребенок недополучит внимание и какую-то информацию, которую ему должны дать.


Конечно, я не очень довольна этими обстоятельствами. Хочется, чтобы воспитатели не отвлекались на заполнение бумаг и прочие второстепенные вещи, а уделяли больше времени именно детям. Правда, здесь вопрос не к конкретному педагогу, а к руководству на более высоких уровнях.

Когда в нашем саду был ремонт, то воспитатели занимались в том числе и им. А мне хотелось бы, чтобы у ребенка был полноценный воспитатель, которого ничто не отвлекает от прямых обязанностей», – вспоминает Оксана.

По ее словам, случалось такое, что воспитатели могли говорить родителям, что вот этому и этому сами учите ребенка дома. В детском саду ребят учили рисовать, делать аппликации, но без занятий дома по тем причинам, о которых рассказала Оксана, пришлось бы туго.

«Очевидно, что занимаемся с детьми и дома, уделяем им внимание и стараемся, чтобы они поменьше сидели в телефоне. Наши дети вообще долгое время не знали, что такое игры на гаджетах. Они больше развлекались с помощью обычных игрушек.

Сейчас стараемся давать телефон только в крайнем случае, если нужно, например, чтобы они тихо посидели в очереди в поликлинике или в каких-то похожих случаях. Обычно мы предоставляем им свободу, лишь бы они только не играли в телефон. Пусть бегают, пищат, игрушки разбрасывают и проявляют свою активность, как хотят, лишь бы не зацикливались на гаджетах.
Как правило, если на улице тепло, то дома не сидим. Редко, чтобы убраться дома или что-то приготовить, я включала детям телевизор, чтобы они как-то спокойно посидели на месте.

Зимой тоже стараемся больше времени проводить на улице, чтобы было больше движения. Бывало, когда малыши болели, мультики у нас шли дольше, чем обычно, но это, скорее, для фона», – объясняет Оксана.

Любовь педагогов и индивидуальное меню


А как строится образовательный процесс у дошкольников в других странах? Какие там проблемы и что с телефонами? Наталья, живущая сейчас в Испании, рассказывает, что в группе, которую посещает ее маленький сын, около двадцати детей. До 14:00 с ними занимаются два педагога, после этого времени начинается своего рода «продленка», где все занятия проходят в игровой форме. Она включает и прогулки на улице.

«В это время родители туда не допускаются – школа закрыта. У меня нет личного контакта воспитателя, и для связи с ним приходится писать на почту. Это, конечно, очень неудобно. Не хватает контакта с педагогами. А однажды мой сын вернулся домой с синяком и ссадинами, но я так и не смогла узнать у воспитателя, откуда у него синяки. Педагоги, которые должны были следить за детьми и знать, что произошло, мне так и не смогли объяснить, в чем дело», – удивляется Наталья.

Но в целом, говорит собеседница, педагоги, работающие с ее сыном, знают свое дело и умеют расположить ребенка к себе. «Они обнимают детей при встрече, целуют их. Поэтому сыну очень нравится учитель. А еще я была удивлена питанию. Моему сыну предписана безглютеновая безлактозная диета. Для него составили индивидуальное меню и готовят отдельно», – восхищается собеседница.