«Гектор – эмпатичный пес». Православный священник из Минска и его собака прошли обучение канистерапии и теперь помогают особенным детям
Отец Роман Артемов – духовник Республиканского клинического центра паллиативной медицинской помощи детям и Белорусского детского хосписа. Также он координирует духовную помощь в РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии. Этот непростой путь он самостоятельно выбрал 7 лет назад.

Часто сталкиваясь с непростыми эмоциями, переживаниями, настоящим горем, отец Роман задумался, что еще может быть эффективным в помощи тяжелобольным детям и их родным? Так пришел к решению стать сертифицированным канистерапевтом – то есть, специалистом по психотерапии и реабилитации с помощью специально обученной собаки.
Теперь у священника есть Гектор, милый золотистый ретривер. И он сертифицированная собака-терапевт. «Сильные Новости» рассказывают эту добрую и вдохновляющую историю.
– Я давно задумывался о канистерапии, хотя и останавливала нехватка опыта взаимодействия с собаками. Но то, что это хороший вариант для работы с особенными детьми, сомнений не вызывало – в какой-то момент решился попробовать, – говорит отец Роман.

Для такого дела подойдет далеко не каждая собака. Перед тем, как определиться с породой, священник изучал информацию, обращался за рекомендациями по выбору питомника. В итоге подходящего щенка золотистого ретривера взяли в могилевском питомнике. Эта порода идеальный вариант для обучения канистерапии – ее и посоветовали многие, кто разбирается в вопросе.
– Самое главное – здоровая адекватная психика у собаки, – поясняет священник. – Гектора мы брали для себя, своим домашним питомцем, но с учетом того, что он будет и терапевтом. Он живет с нами и играет весомую роль в жизни нашей семьи. Конечно, он не член нашей семьи – это собака, мы об этом не забываем и не «очеловечиваем» его. В то же время это наш любимый домашний питомец, который всегда рядом.
Первым шагом обучения стало освоение простых базовых команд. Этим занимались вместе с кинологом. Спустя год и 2 месяца, когда у Гектора завершился период полового созревания, отец Роман приступил к обучению «по профилю». К этому времени он сам успел закончить курсы по канистерапии в России: знал, как подготовить собаку.

– Трудностей не возникало: собака достаточно умная, интеллектуальная, все схватывает на лету. Гектор – эмпатичный пес, – говорит наш собеседник.
Важным этапом стало обучение, а затем и сертификация в Международной школе служебных собак – все проходило онлайн.
Канистерапия, как может показаться на первый взгляд, это не обучение собаки определенным командам – базовые пес и так знает. В тренировках на базе больниц и специализированных центров необходимости не было, нужна только социализация собаки. По словам священника, с Гектором ее благополучно поддерживают, он знает, как вести себя в разных местах.
В то же время это не собака для развлечения – трюки с Гектором не разучивали. Пес-терапевт используется в первую очередь как инструмент – в том числе для эмоционального сопровождения и поддержки. Также с помощью такой обученной собаки проще развивать простые навыки у детей с тяжелыми неврологическими, двигательными нарушениями. Например, милого песика хочется покормить с ложечки – и это стимул учиться держать ложку более уверенно.
Есть и много других приемов, но работа с собакой-терапевтом – это всегда индивидуальный формат. Может показаться, что Работа с ним – это всегда индивидуальный формат исходя из запроса, с какой проблемой должны поработать канистерапевт и собака.

– То, что мы можем видеть в видеороликах, где собаку просто привезли с кем-то поиграть – это не канистерапия, а просто игра с собакой, – объясняет отец Роман. – При этом собака очень хорошо считывает эмоциональный фон человека, даже улавливают гормональные изменения. То, что Гектор «работает» в роли психотерапевта, он, конечно же, не осознает.
Сейчас отец Роман и Гектор работают командой: с онкологическими детьми в ремиссии, чтобы помочь им социализироваться и войти в общество, а также с детьми, страдающими от ДЦП, расстройств аутистического спектра – а иногда и со взрослыми такими пациентами.
Открывать свое обучение канистерапии у священника нет в планах, но он готов помочь с консультациями любому, кто хотел бы обучиться так же.
– В принципе, проект с Гектором и был в некоторой степени имиджевым: хотелось не только помогать детям, но и продвигать само направление канистерапии в стране. Люди обращаются уже сейчас: рассказываем, где и как выбрать собаку и где можно поучиться, – подытоживает наш собеседник.
