Skip to main content
05.09.2022

Контактники, водка с баней, «COVID-патрули», и разнос от Лукашенко. Перед новой волной ковида, о котором говорят медики, «Сильные Новости» вспоминают, как коронавирус пришел в Беларусь

Кажется, мы совсем забыли о коронавирусе. Статистика заболеваемости, новые штаммы, социальная дистанция и другие меры предосторожности – это уже скорее воспоминания, а не повседневность. А когда в августе в Беларусь пришел новый штамм «омикрон-ниндзя», который может уходить от иммунного ответа, на это, кажется, никто и не обратил внимания. В Минздраве тогда отметили, что ожидают новый всплеск заболеваемости уже в сентябре, посоветовали вакцинироваться, и на этом ковидная тема ушла с повестки дня.

«Сильные Новости» решили вспомнить моменты, когда мир впервые узнал о новом вирусе, насколько стремительно он распространился и пришел в нашу страну, о чем тогда говорили белорусские власти, и как гомельчане боролись с первыми ударами этой пандемии.

Контактники, водка с баней, «COVID-патрули», и разнос от Лукашенко. Перед новой волной ковида, о котором говорят медики, «Сильные Новости» вспоминают, как коронавирус пришел в Беларусь, изображение №1

От первого случая – до пандемии

Впервые вспышка заболеваемости новым, еще никому не известным вирусом, была зафиксирована в китайском городе Ухань (провинция Хубэй) в декабре 2019 года. Но мир вовсю готовился к праздникам, и новость о загадочной инфекции мало кого насторожила. Но китайские власти отнеслись к этому очень серьезно: город был закрыт для выезда, отменены авиарейсы, перестали ходить поезда, были перекрыты междугородние автомобильные трассы. Кадры пустующего многомилионного города тогда облетели весь мир.

Несмотря на такие меры, вирус стремительно распространялся за пределы очага. 30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила эту вспышку чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, а 11 марта – пандемией.

С тех пор прошло два с половиной года, и статистика приводит нам страшные цифры. Так, на конец августа 2022-го было зарегистрировано свыше 600 миллионов случаев заболевания по всему миру; почти 6 с половиной миллионов человек скончались. Грубо говоря, в той или иной форме переболел каждый тринадцатый житель планеты. Что касается нашей страны, то по официальным данным пандемия унесла жизни 7 118 умерли белорусов, а количество заболевших вплотную приблизилось к миллиону человек.

Баня, водка, трактор, первая смерть

Первый случай заболевания COVID-19 в Беларуси был официально подтверждён 28 февраля 2020 года. Первым заболевшим стал студент из Ирана, который прибыл в Минск из Азербайджана. Болезнь не протекала в тяжелой форме, уже в середине марта парня выписали из больницы. 19 марта эпидемситуацию в стране обсудили на совещании у Александра Лукашенко. Тогда он раскритиковал решение многих стран закрыть границы, и заявил, что люди могут больше пострадать от паники, чем от самого коронавируса.

«Несмотря на некую критику с моей стороны, я этот коронавирус называю не иначе как психозом и от этого никогда не откажусь, потому что вместе с вами пережил уже многие психозы, и мы знаем, к чему это приводило. Абсолютно убежден, что это очередной такой же психоз, который кому-то будет на руку, а кому-то и во вред», – заявил тогда Лукашенко.

В момент по сети разлетелись и другие способы борьбы с коронавирусной инфекцией, которые перечислил Лукашенко. В частности, он тогда предложил чаще мыть руки, вовремя завтракать, обедать и ужинать, но главное – ходить в баню и для профилактики пить водку.

«Я человек непьющий, но в последнее время в шутку говорю, что водкой надо не только руки мыть, но, наверное, и в день 40–50 грамм в пересчете на чистый спирт – травить этот вирус. Но не на работе», – посоветовал Лукашенко.

«Люди на тракторе работают, никто не говорит про вирус. Там трактор вылечит всех! Поле всех лечит!» – добавил политик.

По состоянию 30 марта в Беларуси от COVID-19 скончался первый человек – театральный актёр Виктор Дашкевич, которому было 75 лет. Но страна будто жила прежней жизнью, о карантинных мерах никто не говорил: люди работали, как и прежде, проходили спортивные состязания, шла подготовка к Параду Победы, а главное – к намеченным на август президентским выборам.

Вспоминают гомельчане

Первая волна коронавируса во многом была самой тяжелой. И дело не в статистике: люди попросту не знали, с чем столкнулись и как себя вести. Здесь общество разделилось на несколько лагерей: многие, не доверяя властям, «шуршали» интернет в поисках какой-то информации, у кого была возможность – уходили на самоизоляцию. Были и ковид-диссиденты, которые со скепсисом относились даже к простым мерам безопасности. Вспоминает гомельчанин Алексей.

«Помню, как на улицах появились первые люди в масках. Какое-то время их даже побаивались. Запомнился момент, когда в маршрутку зашел молодой парень в маске, а от него люди стали шарахаться, как от прокаженного, даже на соседнее кресло никто не сел. Не менее забавные вещи были в очередях в магазине, когда половина очереди соблюдает социальную дистанцию, а другие показательно ее нарушали. Ох и жаркие споры были в таких ситуациях, чуть до драки не доходило. Но самый показательный момент произошел на работе, там каждый второй плевать на все это дело хотел. Кто-то просто отшучивался, были и те, кто с серьезным видом рассказывал о теориях заговора. Ровно до того момента, пока я сам не “ковиднулся”. Тогда в момент все маски надели», – вспоминает Алексей.

Парню тогда повезло, он был одним из тех, кого называли «бессимптомниками».

«Я был одним из первых. Помню, как приятный женский голос по телефону сообщил мне, что я контакт первого уровня и должен отправиться домой, ждать медиков. Они приехали на четвертый день, взяли мазок, который дал положительный результат, ну и вручили памятку, как себя вести во время изоляции. Ну а дальше – две недели в четырех стенах, пару набранных кило, но ни единого симптома. Вот и вся моя история болезни. Коллеги, кстати, меня тогда еще и в отпуск на месяц отправили, так сказать, от греха. Наверное, думали, что корона до конца не выветрилась», – поделился своей историей гомельчанин.

Контактники, водка с баней, «COVID-патрули», и разнос от Лукашенко. Перед новой волной ковида, о котором говорят медики, «Сильные Новости» вспоминают, как коронавирус пришел в Беларусь, изображение №2


Но не всем так повезло, как ему. Многих гомельчан вирус подкосил так, что последствия ощущаются до сих пор.

«Заболела в первую волну коронавируса в конце мая 2020-го. Причём ни одного характерного для той поры симптомов не было. Ни высокой температуры, ни раздираюшего кашля, ни потери вкуса и обоняния. Вдруг внезапная сильная слабость и такое сдавливание в груди, как будто туда вывалили самосвал кирпичей. И не просто исчез аппетит, а появилось отвращение к еде. Что уж совсем не свойственно мне как любителю поесть. Тут же заболел и муж, в инфекционку нас с ним везла одна скора. Выйти из машины и подняться на крыльцо без помощи медиков мы не смогли», – рассказывает гомельчанка Ольга, у которой вся семья переболела ковидом.

Контактники, водка с баней, «COVID-патрули», и разнос от Лукашенко. Перед новой волной ковида, о котором говорят медики, «Сильные Новости» вспоминают, как коронавирус пришел в Беларусь, изображение №3


«Лечили семью долго, свекровь, к сожалению, вытащить не смогли. Корона затронул и детей. Вирус вроде бы и сдавался, но тут же возвращался вновь. И мужу, и дочери пришлось долечиваться по второму кругу в других больницах. Дочь, к тому же, потом забрали сразу на реабилитацию в санаторий в Ченки. Восстановление было долгим и после больницы. Кажется, полные силы не вернулись до сих пор», – вспоминает гомельчанка.

Не стоит забывать и о медиках, им тогда было очень тяжело, особенно тем, кто работал в так называемых «красных зонах». Тогда многие белорусы объединились, чтобы по мере своих сил помочь врачам в борьбе с в то непростое время. Люди жертвовали свои деньги на средства защиты, гигиены, другие бытовые нужды, а также обеды. Помогали медикам государственные, частные организации, да и просто неравнодушные белорусы.

Новая волна, масочный режим, «COVID-патрули», разнос от Лукашенко

В середине сентября прошлого года в Минздраве сообщили, что в Беларусь пришла новая волна коронавируса. Спустя чуть более недели ведомство приостановило проведение профилактических медосмотров до «стабилизации ситуации» с коронавирусом. Тогда в стране ежедневно фиксировали около двух тысяч новых случаев заболеваний ежедневно, и власти пошли на серьезные шаги.

Контактники, водка с баней, «COVID-патрули», и разнос от Лукашенко. Перед новой волной ковида, о котором говорят медики, «Сильные Новости» вспоминают, как коронавирус пришел в Беларусь, изображение №4

Так, в Беларуси с 9 октября ношение масок в общественных местах стало обязательным для всех. Это же касалось и соблюдения социальной дистанции. Спустя несколько дней Телеграм-канал Минского горисполкома сообщил, что в соблюдение масочного режима в столице будет проверять милиция. Планировалось, что вначале это будет просто мониторинг, но затем могут последовать и карательные меры. Какие, чуть позже уточнила замминистра юстиции Наталья Филиппова. Она заявила, что за нарушение масочного режима белорусам может грозить штраф до 870 рублей. Уже 13 октября первые рейды провели в минском метрополитене, планировалось, что такие «COVID-патрули» будут работать и в других крупных городах. Но такие действия попали под жесткую критику Лукашенко, который устроил властям настоящий разнос. Досталось и руководству МВД.

«Я же вас предупреждал. Вам что, нечем заниматься? Вы почему закон нарушаете? У нас нет закона такого. Вы кому подыгрываете», – раскритиковал Лукашенко главу МВД. Он добавил, что каждый житель Беларуси должен самостоятельно распоряжаться своей судьбой», – сказал тогда Лукашенко.

Контактники, водка с баней, «COVID-патрули», и разнос от Лукашенко. Перед новой волной ковида, о котором говорят медики, «Сильные Новости» вспоминают, как коронавирус пришел в Беларусь, изображение №5

«А почему людей тогда напрягаем? Почему подняли гвалт на всю страну? Почему милицию мобилизовали на проверки масочного режима. Щупаете везде, даже женщин не щадя», – добавил он.

Результаты такой критики не заставили себя долго ждать. Уже спустя несколько дней Минздрав отменил обязательный масочный режим. В Минске из автобусов и троллейбусов исчезли объявления, а также звуковые оповещения про необходимость масок. Аналогичным образом поступили и в других крупных городах страны. На этом вся эта громкая история с обязательным масочным режимом и закончилась.

Контактники, водка с баней, «COVID-патрули», и разнос от Лукашенко. Перед новой волной ковида, о котором говорят медики, «Сильные Новости» вспоминают, как коронавирус пришел в Беларусь, изображение №6

Ну а что сейчас?

Специалисты хоть и говорят о новом подъеме заболеваемости, а ждут его уже в сентябре, но далеко не все так страшно. В областном Центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья рассказали, что бустерную вакцинацию прошли почти 40% жителей региона. У специалистов есть цель вакцинировать порядка 90%, что поможет сохранить коллективный иммунитет, отметила специалист. Что касается самого коронавируса, что у подавляющего большинства он протекает в легкой форме.

Особое внимание уделяют и детям, ведь в школе они достаточно тесно контактируют со сверстниками. Поэтому сейчас в Беларуси вакцинируют детей с пяти лет. Ну а если вы вдруг еще не сделали прививку, то вот вам список адресов, где можно это сделать в Гомеле. Берегите себя!


Читайте также:

Новое на сайте: