В гомельских школах в этом учебном году сократили уроки. Узнали у родителей, учителей и учеников, как прошла первая четверть с этим нововведением
С традиционных школьных собраний накануне 1 сентября многие родители гомельских учеников вернулись в недоумении. Им сообщили, что вместо привычных 45 минут урок у их детей теперь продлится всего 40, а для учащихся младших классов звонок прозвенит и того раньше — через 35 минут.
Кто-то радовался: у детей будет больше свободного времени, а большинство возмущалось: минуты складываются в часы, а школьники недополучают знания!
Первая четверть окончена. «Сильные Новости» решили узнать у родителей школьников, что изменилось, после того как уроки стали короче.
Как оказалась, ещё в 2019 году Совет министров Беларуси принял постановление о сокращении продолжительности учебных занятий для учреждений образования, расположенных на территориях радиоактивного загрязнения. Целый ряд школ в районах Гомельской области перешёл на «сокращённый вариант».
В гомельских же школах предпочли сохранить привычный формат занятий. Это выяснилось во время проверки по линии министерства здравоохранения. Руководство учебных заведений предупредили, что за невыполнение постановления Совета министров школам грозят штрафы. Поэтому в большинстве учетных заведений решили, что в этом учебном году уроки все-таки станут на 5 минут короче.
В начале учебного года родители, которые высказались против сокращения длительности урока, были в явном большинстве. Их основной аргумент звучал приблизительно так: «За 45 минут дети ничего не успевают, а за 40 — и подавно! Все придётся восполнять дома и с репетиторами».
Сторонники сокращенных уроков опасались, главным образом, одного: «Не сделали бы длиннее перемены! Хотим, чтобы дети возвращались из школы хоть немного раньше».
Первая школьная четверть подошла к концу. Что теперь говорят родители о нововведении, два месяца назад вызвавшем у них столько сильных эмоций?
Алина, мать двух юных спортсменов, надеялась, что сокращение длительности уроков даст её мальчикам хотя бы полчаса дополнительного свободного времени. «Уроки сократились, перемены немного сдвинулись, но ощущения, что это как-то повлияло на режим дня моих сыновей, у меня нет, — говорит Алина. — Из школы они возвращаются практически в то же время, что и в прошлом году. Поэтому я думаю, что нужно сокращать не время урока, а убирать некоторые предметы из расписания. Вот, например, у старшего сына появился такой урок, как черчение. Зачем это? Сейчас чертежи карандашом на бумаге уже никто из специалистов не чертит, есть специальные программы. Всю первую четверть мы с мужем отмеряли линейкой какие-то рамки на листах бумаги и подписывали их буквами по образцу. Не представляете, сколько времени на это уходит. Приходится помогать!»
Екатерина, дочь которой учится в девятом классе, остаётся при своём мнении: «Я не особенно встревожилась, когда накануне 1 сентября нам сообщили о сорокаминутных уроках. И я была права: пять минут ничего не решают, — считает Екатерина. — Если ребёнок нацелен на учёбу, то ему приходится серьёзно заниматься дома и при сорока пяти, и при сорока минутах урока».
Единственное, что вызывало тревогу у женщины — это контрольные: вдруг дочери не хватит именно этих пяти минут, чтобы завершить работу? Но, как оказалось, и здесь обошлось без серьезных проблем: «Дочка говорит, что если меньше времени остаётся на проверку, то меньше шансов засомневаться и исправить правильное на неправильное». А в целом, уверяет Екатерина, её дочь практически не почувствовала разницы между уроками в 40 и 45 минут.
Ещё одна гомельчанка, мать двух школьников, была крайне возмущена, когда узнала о нововведении: «Что это за урок такой — галопом по Европам! Всегда урок был 45 минут — зачем что-то менять?» После проверки своей точки зрения на практике она, в целом, мнения не изменила: «Сейчас у учителей появился ещё один повод, чтобы говорить: программа сложная, за урок её не освоить! Учителя и раньше об этом все время упоминали, а сейчас ещё чаще говорят. А разве родители всегда могут дома объяснить детям задания? По многим предметам пришлось купить рабочие тетради на печатной основе — для дополнительных занятий. Вы видели, сколько там заданий? А если хочешь хорошую оценку, то нужно все это выполнять! Уроки сократили, а времени на учебу у ребёнка уходит больше, чем у взрослого на работу».
Своими наблюдениями и выводами, о том, как школы Гомеля адаптировались к изменению длительности уроков, поделилась преподаватель из Гомеля Кристина.
— Несмотря на то, что руководство многих школ уверяло, что программы будут откорректированы под сорока- и тридцатипятиминутные уроки, этого не произошло, — вздыхает Кристина. — Да и наивно было бы этого ожидать: программы принимаются унифицировано для всей страны. Для отдельных регионов одной Гомельской области вводить особые программы никто не станет.
Кристина рассказывает, что учителя по-разному пытаются находить выход из сложившейся ситуации. На существенное увеличение количества заданий на дом практически никто из учителей не пошёл.
— Неравнодушные педагоги добирают время, которого не хватает, путем дополнительных занятий. Кто-то встречается с учениками по субботам, кто-то — после уроков. Сейчас начались каникулы. Но я знаю, что некоторые учителя старших классов уже назначили своим ученикам время для дополнительных занятий: будут нагонять те часы, которые сложились из пятиминуток, — говорит Кристина. — Конечно, не все учителя имеют возможность и желание проводить такие занятия на исключительно добровольных началах. В таком случае, то, что не успели рассмотреть на уроке, идёт на самостоятельное изучение. Но бывает, что какая-то часть материала просто не рассматривается. Это, конечно, сказывается на качестве знаний по предмету.
Самым болезненным моментом Кристина считает ситуацию с контрольными и самостоятельными работами:
— Контрольную никогда не начинают выполнять, как только прозвенел звонок на урок. Сначала — обязательный организационный момент. Затем ребёнку надо хоть немного времени, чтобы сосредоточиться на задании. В итоге на написание контрольной, рассчитанной на 45 минут, остаётся минут 20-25.
Кристина уверяет, что многие учителя как могут входят в положение: при выставлении оценки не учитывают исправления и помарки. Но итоговые оценки за четверть, на которые существенно влияют результаты контрольных, у многих учеников в этой четверти оказались более низкими, чем в прошлом учебном году.
Под конец нашего разговора с Кристиной к нему подключились и её дети-школьники.
Сын-старшеклассник в своей оценке нововведения был краток:
— Я почувствовал разницу в пять минут. Если опять сделать уроки по 45 минут, то я буду лучше учиться. За 40 минут я ничего не успеваю сделать и понять.
Дочь, которая пока ещё в начальной школе, иного мнения:
— Мне намного лучше стало, когда уроки сократили до 35 минут. На самостоятельные и контрольные тоже времени хватает. Я вообще раньше всех в классе их делаю.
Кристина подводит итоги:
— Разницу почувствовали дети, которые стремятся получать знания. Им не хватает этих пяти минут. Думаю, что у репетиторов в этом году работы прибавится.
А ещё расскажу один недавний эпизод. Разговариваем с учительницей одной из гомельских школ о сокращении длительности уроков, о том, как это снижает качество знаний. «Да, — соглашается коллега, — нужно с этим что-то делать. Может, родители обратятся куда-то в верха, потребуют, чтобы вернули прежний формат?»