Князь Витовт и японский самурай встретились в дачном посёлке: гомельчанин создал уникальный парк скульптур, куда приходят, как в музей
Помните удивительный парк скульптур, который создал Андрей Видишев на своём дачном участке неподалёку от Гомеля? Юный князь-воин Витовт и могущественный Всеслав Чародей, умиротворенный Будда и радостный Ганеша, фантастическая гаргулья и небесный лев прекрасно вписываются в белорусские ландшафты и не оставляют равнодушными никого, кто оказывается вблизи этого дома. Нынешней осенью галерея под открытым небом пополнилась новыми работами талантливого гомельского мастера.
«Сильные Новости» побывали в гостях у Андрея и увидели всю эту рукотворную красоту собственными глазами.
«Даже из Гомеля специально приезжают на фотосессии»
— Уже не только дачники и жители ближайшей деревни приходят посмотреть на работы Андрея, — рассказывает мама художника Раиса. — Последнее время даже из Гомеля стали люди частенько приезжать, специально, чтобы пофотографироваться.
Это совсем не удивительно, если учесть необыкновенную атмосферу места. К тому же, дачный участок семьи Видишевых от Гомеля совсем недалеко — всего около получаса езды на автомобиле.
Интересуемся: «А кого из ваших каменных красавцев чаще всего выбирают для совместного снимка?»
— Во-первых, они не каменные, — поправляет Андрей. — Они, скорее, железобетонные. Так что, если захотите нечто подобное соорудить возле своего дома, то шансы, что эту скульптуру смогут оценить ваши внуки, очень высоки! Лет сто простоит!
Бетон, строительные смеси, специальные добавки, изготовленные по авторскому рецепту, — материал, из которого создаёт свои шедевры Андрей, уже прошел испытание прошлогодней суровой зимой на «отлично».
— Главными героями фотосессий долгое время оставались князья Витовт и Всеслав, — рассказывает Андрей. — Не могу с уверенностью сказать: или людям хочется таким образом почувствовать сопричастность своей национальной истории, или все прозаичнее — эти скульптуры установлены за территорией нашего участка, за забором.
Решение установить часть своих работ за пределами приусадебного участка оказалось абсолютно беспроигрышным в художественном плане. Дом стоит в самом конце улицы, прямо за ним начинается лес — берёзы и сосны. Вставшие на этой границе величественные стражи с мечами и щитами выглядят фантастически.
— Знали бы вы, чего нам это стоило, — вздыхает Раиса. — Сколько мусора мы из этого перелеска вынесли! Мешками собирали.
Надо заметить, что под суровыми взглядам князей мусор тут больше никто выбрасывать не решается.
Самурай с гомельской пропиской
В этом сезоне у «звёзд» парка скульптур появились конкуренты. В строй защитников местных владений встал «иностранный наёмник» — грозный самурай. С определением «наёмник» Андрей не согласен:
— Человеческая история — это, увы, история войн. И если ты хочешь передать дух давно ушедших эпох и выбираешь наиболее яркую историческую фигуру — это, как правило, оказывается воин. Это касается и белорусской истории, и истории любого другого народа.
Скульптурное изображение самурая Андрей решил дополнить цветом: багряные и золотистые тона придают фигуре воина ещё больше мощи и несокрушимой энергии.
— Андрей, а ты можешь установить датчик движения и подсветку? Чтобы, если кто-то мимо проходит, у самурая глаза вспыхивали? — шутят соседи. — Тогда к нам в дачный кооператив никакой злоумышленник не сунется!
Под вековой сосной свился в кольца чудесный белоснежный дракон.
— Я давно думал над созданием этой скульптуры, — говорит Андрей. — Ещё с тех пор, как сделал своего первого Будду. Реализовал замысел только сейчас.
Андрей уверен, что азиатская культура, в частности, японская, китайская, имеет точки соприкосновения с белорусской:
— Эти культуры ориентированы на слияние с природой, на «встраивание» в неё, а не на преодоление, подчинение.
Поэтому и один из самых почитаемых персонажей азиатской мифологии дракон вполне может восприниматься как брат легендарного белорусского цмока.
Белого красавца-дракона, который поселился возле дома Андрея, местные детишки особенно полюбили. Они часто приходят сюда поиграть. Только вот порой держатся с небесным созданием запанибрата: бывает, что после этих игр приходится реставрировать драконий гребень.
А ещё у Андрея теперь есть целых два льва. Небесный лев-страж, который в китайской традиции охраняет вход в особо важные сооружения, уже не первый год бдительно наблюдает за входом в его загородный дом. В Китае таких стражей, как правило, двое.
— Сначала я собирался сделать моему китайскому льву такую же пару, а потом решил, что интереснее будет посмотреть, как он уживется со своим европейским собратом, — поясняет Андрей.
Райские птицы не спешат у вырай
— Мне по душе китайская, японская эстетика, — говорит Андрей. — Мне она кажется абсолютно уместной в белорусском саду. Но я понимаю, что многим людям ближе образы, вдохновленные родной природой.
Так у художника появился замысел новой серии скульптур. Пара уток, семейство лебедей, изящная тонконогая цапля и, конечно, аист составили «птичью» коллекцию работ Андрея.
В белорусской мифологии, «вырай» — это чудесное место, куда на зиму улетают птицы и где обретают покой и счастье души добрых людей. Птицы, созданные Андреем, превращают уголок сада, где они поселились, в такое же место умиротворения и спокойствия.
— Будущей весной планирую сделать у дома небольшое озеро с водопадом, запустить туда красных карпов. И мои гуси-лебеди будут там к месту, — рассказывает Андрей.
Весной расцветут и великолепные цветы, которыми занимается мама Андрея. Выглядеть это многоцветье будет ещё краше, потому что среди роз теперь поселится розовый фламинго — ещё одна скульптура из «птичьей стаи», созданной мастером.
«Королевство маловато!»
— Участок у нас небольшой, но мы придумываем, как все разместить, чтобы для работ Андрея места хватало, — делится Раиса. — Оно того стоит. Когда мы решали, какую ограду выбрать, нам соседи прямо сказали: «Если вы от нас эту красоту сплошным забором закроете, знайте — мы обидимся!»
Какие новые чудеса ждут поклонников таланта Андрея в будущем?
Возможно, скоро гомельчанам, у которых есть заветное желание, не придётся ехать за его исполнением в Петербург, взбираться на Банковский мост и вкладывать в пасть грифону записку. В планах у Андрея создать своего гомельского грифона.
И в рядах воинов планируется пополнение. Дух эпохи Древнего Рима, по замыслу скульптора, воплотит мятежный гладиатор Спартак, а Речь Посполитая предстанет в своем самом ярком образе — крылатого гусара.
А пока Андрей собирается съездить в Минск.
— Обязательно побываю в Музее валунов на берегу Свислочи. Прикоснусь к легендарному гранитному валуну Деду, который почитался священным и был центром языческого капища. Вдруг новая идея придёт?