«У вас продаётся славянский шкаф?» Поговорили с гомельчанами, которые прожили во Франции двадцать лет и, вернувшись домой, открыли в городе антикварный салон
Изысканная китайская ваза династии Цин и французские напольные часы эпохи модерн, патефон со швейцарским механизмом 1914 года и ампирный секретер 30-х годов XIX века, хрупкие фарфоровые статуэтки и старинные картины в тяжёлых рамах… Дмитрий и Елена Михеенковы собирали свою коллекцию долгие годы, но в какой-то момент решили, что вещи, особенно такие, во всех смыслах, с историей, могут стать полноправной частью интерьера дома или квартиры современного горожанина. Так в Гомеле появился антикварный подарочный магазин «Ренессанс».
«Сильные Новости» побывали в этом удивительном месте и узнали о тех чудесах и секретах, которыми готовы поделиться гомельские антиквары.
— К нам в салон приходят не только ради того, чтобы приобрести какую-то необычную вещь с историей, — рассказывает Дмитрий. — Многие уверяют, что «Ренессанс» — это то место, где можно можно зарядиться особой энергией, восстановить внутреннюю гармонию.
— Наши посетители проводят рукой по завиткам резьбы на старинных комодах, прикасаются к отполированным подлокотникам кресел, любуются лицами на портретах, которым уже почти два века… И им становится хорошо и спокойно, — подтверждает Елена.
Действительно, перешагнув порог гомельского антикварного салона «Ренессанс», человек словно оказывается в другой реальности, погружается в атмосферу, где нет места для суеты и вечной спешки.
— Человечество однажды свернуло куда-то не туда: соблазнилось идеей приобретательства, которое приносит сиюминутное удовольствие. И теперь никак не может прекратить эту гонку, — рассуждает Дмитрий. — Увлечение коллекционированием старинных вещей, которое сейчас стало нашим делом, собственно, и отражает стремление показать, что в постоянно меняющемся мире есть вечные ценности, традиции.
Чашка маркизы де Помпадур и тумбочка из орехового дерева
— Нет-нет, страсть к коллекционированию у нас вовсе не с детства, — признаются Дмитрий и Елена, когда у них начинают расспрашивать, что положило начало их собранию предметов страны.
Елена, правда, вспоминает свою детскую коллекцию марок, но тут же смеётся: эта история продлилась недолго, и, вообще, это было красиво, но несерьёзно.
В 90-е молодая супружеская пара отправилась работать в США. Там-то судьба впервые подала им знак относительно того дела, которое впоследствии станет делом жизни. Как-то придя за покупками в огромный торговый молл, Елена и Дмитрий любопытства ради зашли в антикварный магазинчик.
— Удивительное ощущение, — вспоминают они сейчас. — После какого-то получаса, который мы провели, рассматривая чудесные старинные вещи, выставленные на полках и стеллажах, усталость, накопившуюся после рабочей недели, как рукой сняло.
Мысли о том, что какая-то антикварная вещичка сможет стать их собственностью, даже не возникло: ну где мы, а где антиквариат! Но в «лавки древностей» молодые люди стали периодически захаживать — как на увлекательные экскурсии в музеи.
Следующей точкой на карте для семьи Михеенковых стал Родез — город на юге Франции, где они провели около двадцати лет. Антикварные салоны, теперь уже французские, по-прежнему оставались для Дмитрия и Елены тем чудесным местом, где забываешь об усталости и заботах, подпитываешься какой-то особой энергией жизнелюбия и стойкости.
— Однажды, во время очередной «экскурсии», когда мы уже вдоволь налюбовались всякими прекрасными вещами и собирались домой, Дмитрий вдруг сказал: «А давай купим тебе эту чашку. Будешь пить из неё кофе, как королева!» — с улыбкой вспоминает Елена.
Утренний кофе, наполнявший изумительной красоты чашечку «Маркиза де Помпадур» из севрского фарфора со сплошной позолотой изнутри, действительно приобретал поистине королевский вкус.
— А что вы думаете? — серьёзно замечает Елена. — Уже в нашем салоне был такой случай. Кавалер приехал в гости к своей даме сердца. Специально пришёл к нам в магазин и выбрал две чайные пары, чтобы они могли наслаждаться изысканным чаепитием. Это те самые мелочи, которые имеют значение.
А потом в «антикварной истории» Дмитрия и Елены случилась та самая знаменитая тумбочка, от которой они ведут начало своей коллекции и своей карьеры собирателей старины. Точнее, сначала случилась квартира, которой обзавелись супруги и которую нужно было обустраивать. В ванной комнате под умывальником появилась стандартная тумбочка современного дизайна, которая благополучно сломалась буквально через месяц.
— И вот тогда мы отправились в антикварный магазин, — рассказывает Дмитрий.
Даже при первом взгляде на тумбу из изысканного орехового дерева с плитой из натурального мрамора, стало понятно — это вещь на века. Да и пройденный ею «краш-тест» говорил за себя: тумбочка была изготовлена в XIX веке и спустя сто лет выглядела отнюдь не «немощной старушкой».
Через какое-то время в квартире Дмитрия и Елены один за другим стали появляться антикварные предметы мебели и декора.
— От этого просто невозможно отказаться, если однажды ощутишь энергетику таких вещей, — уверяет Дмитрий.
«Тайны, интриги, расследования…»
Кто из нас с увлечением не следил за захватывающими приключениями героев романов и кинофильмов, которые начались с неожиданной находки в какой-нибудь старинной шкатулке, обнаруженной на чердаке заброшенного дома?
Карту Острова Сокровищ Дмитрий и Елена Михеенковы пока не находили, но истории с интригующими находками с ними случались.
Часто антиквариат приобретается на распродажах. Уходят из жизни владельцы старых домов, замков, а их наследники, давно переехавшие из родового гнезда в обычные городские квартиры, предпочитают выставить старинные вещи на аукцион. Иногда — вместе с секретами, о которых и не догадываются.
Как-то раз коллекция Дмитрия и Елены пополнилась прекрасным антикварным столом. Стол оказался не простым: под столешницей обнаружился тайник, а в нём — монеты и браслеты из чистого серебра!
— Хорошо, что тайник первыми обнаружили мы, а не таможенники, — шутит Дмитрий.
— А вот в этой прикроватной тумбочке мы совершенно случайно нашли тщательно спрятанные документы, датированные 1945 годом, — рассказывает Елена.
Очищая приобретенную тумбочку от грязи и пыли Елена обнаружила зазор между стенкой ниши и задней панелью, а там — блокнот с «бухгалтерией» какой-то, по-видимому, тайной организации, квитанции, старая фотография, на которой, вероятно, запечатлены члены этой организации. Кроме того, открытка из Лурда, святого для католиков места, с пожеланием удачи.
— Сорок пятый год наводит нас на предположение, что это, возможно, одна из ячеек Французского Сопротивления, — выдвигает версию Елена.
Не бойтесь заглянуть в старинное зеркало
Дмитрий и Елена часто говорят об особой энергетике, которую аккумулируют в себе старинные вещи. Они нисколько не сомневаются, что эта энергия действует исключительно во благо человеку.
— Приходится иногда слышать, как некоторые заявляют: «Как это можно пить из старинной чашки или спать на кровати, где кто-то до спал до тебя? Вдруг там море всякого негатива накопилось!», — говорит Дмитрий. — Вовсе нет. Только посмотрите на эти резные шкафы, отполированные секретеры, изящные статуэтки — на все предметы, которые находятся в салоне. Все эти вещи в свое время делались под заказ, тщательно выбирались, чтобы украсить собой быт семьи, которая жила в достатке, в комфорте, в уюте. Поэтому их энергия — это энергия благополучия.
Особенно много суеверий связано со старинными зеркалами. Елена с этим категорически не согласна. Более того, она уверена, что те, кто не рискует посмотреть на себя в старинное зеркало, многое теряет:
— Эти зеркала сделаны по совершенно иной технологии, чем современные: с использованием серебра. Старинные зеркала не искажают отражение, а придают ему особенную глубину. Это настоящее удовольствие — увидеть себя в таком зеркале!
А с одним из зеркал, хранящемся в коллекции Елены и Михаила, связана трогательная история.
Большое зеркало в элегантной раме наполеоновского стиля оказалось во Франции в 10-е годы XX столетия. Туда его привез кто-то из русских эмигрантов. В XXI веке это зеркало попало к Елене и Дмитрию и через сто лет вернулось из эмиграции поближе к родным местам.
Среди клиентов антикварного салона «Ренессанс» есть дама, которая делится с его владельцами впечатлениями от своих приобретений: по вечерам они с внучкой усаживаются в старинные кресла, берут чашки из тончайшего полупрозрачного фарфора, наполненные свежезаваренным чаем, и наслаждаются этими моментами.
— Энергетику таких вещей чувствуют обычно люди с тонкой душевной организацией, творческие люди, — считает Елена. — Как-то мы завели пластинку на нашем патефоне, выпущенном в начала прошлого века. И когда из-под сапфировой иглы полились звуки танго конца 30-х годов «Я возвращаю ваш портрет…», три девочки, которые занимаются музыкой, расплакалась — от избытка чувств. Это очень трогательно и очень понятно.
«Открытка с пожеланиями» из глубины веков
Вы видели когда-нибудь золотой шкаф? Да-да, речь о настоящем золоте. Но это абсолютно не тот случай, который может вызвать аналогии с золотыми раковинами в особняках каких-нибудь нуворишей.
В «азиатском» разделе коллекции Дмитрия и Елены такой шкаф есть. Его поверхность покрыта тончайшим слоем сусального золота и особым лаком, что создаёт совершенно космическое ощущение мягкого сияния, исходящего откуда-то изнутри этого шедевра мебельного искусства Китая.
Чудеса из древнего Китая и Японии открываются буквально в каждой вещи. Берёшь в руки чайную чашку и не ощущаешь её веса, словно в руках хрупкая яичная скорлупа. Проводишь пальцем по изображению дракона на блюде — кажется, что прикасаешься к чешуе только что пойманной рыбы. Смотришь на блюдо XVIII века и замечаешь, что не только черты лица и пышного наряда китайского вельможи, но и прожилки на его бамбуковом посохе прорисованы тончайшей кисточкой древнего мастера в полном соответствии с реальностью. А если приподнять чашку для чайной церемонии и взглянуть на её донышко на просвет, то оттуда улыбнётся красавица гейша.
Оторвать взгляд от старинных вещей, созданных японскими и китайскими мастерами, чрезвычайно сложно. Это настолько тонкая работа, что каждую из них можно, без преувеличения, рассматривать часами.
— Посмотрите на эту маленькую раздвижную ширмочку, — говорит Елена. — На каждой из её частей символический рисунок: вот девушка играет на флейте, а тут она собирает травы, здесь прикрывается зонтиком от дождя, а вот уже любуется цветами в солнечный день…
Каждую миниатюру можно прочесть как пожелание и наставление юной девушке. Сейчас такое пишут на открытках, желают, когда произносят поздравительные тосты. А эта милая вещь останется как память. Разве можно придумать лучший подарок ко дню совершеннолетия?
«Джоконда» из антикварного салона
Даже те, кто никогда не бывал в парижском Лувре, знают об особенности его самого знаменитого экспоната: в какой части музейного зала не находился бы посетитель, ему кажется, что Джоконда с портрета кисти Леонардо да Винчи смотрит именно на него.
В салоне «Ренессанс» есть своя Джоконда. Она также провожает взглядом каждого, кто пришёл посмотреть на неё и другие антикварные изыски.
Головка прелестной девочки, выполненная из раскрашенного гипса, в обрамлении стройных ваз с золотистыми маками, сразу привлекает к себе внимание даже среди всего того изобилия роскоши, которое есть в салоне.
— Это не простой бюст, — рассказывает Елена. — Это копия работы всемирно известного французского скульптора Аристида Майоля, которую сделал его ученик в начале прошлого века. А эта девочка впоследствии стала одной из самых знаменитых французских натурщиц.
Майоль мечтал, чтобы искусство возродило для его современников ценность гармонии и красоты. Именно это воплощает облик девочки, которую можно назвать воплощением духа «Ренессанса», ведь не случайно Дмитрий и Елена выбрали для своего салона такое название — Возрождение.