В Гомеле есть настоящий «хранитель белок». Почитайте, как пенсионер белку Машу приручил, зачем дети едят из кормушек и кто убивает рыжих малышей
А знаете ли вы, что в Гомеле есть настоящий «хранитель белок»? По крайней мере, именно так о нем отзываются горожане, которые живут в районе кинотеатра «Октябрь». Николай Николаевич уже одиннадцать лет изо дня в день выходит на прогулку, чтобы покормить рыжих малышек, ломает голову, как спасти их от четвероногих питомцев и строит планы по обустройству местного сквера. «Они даже поболеть мне не дают», – говорит пожилой мужчина. Но это отнюдь не жалоба на нелегкую судьбу. Невооруженным взглядом видно, что он всей душой болеет за бельчат и надеется найти себе приемника.
Мы столкнулись с Николаем Николаевичем совершенно случайно. Ходили вокруг деревьев, искали белок, чтобы сделать красивые фотографии. И тут слышим за спиной: «Вы поздно пришли. Заходите лучше завтра, часов в десять утра. А сейчас они уже разбежались и спят на ветвях».
И тут пожилой мужчина рассказал историю, которая длится уже несколько десятилетий. Он всегда любил подкормить белок: то домик для них смастерит, то кормушку. А с 2011 года ежедневно выходит на «дежурство» в сквер имени Шевченко. Если где-то упадет беличье гнездо, то местные тут же бегут за помощью к нему – Николай Николаевич точно знает, что делать.
У местных белок есть даже имена – Маша, Паша, Миша. А различает их пенсионер… по хвостам. «Сколько белок, столько и хвостов. У одной – рыжий с черным оттенком, у второй, у Паши, – черные ушки и черный хвост, она одна такая». Правда, сейчас различать их стало сложнее – Николаю Николаевичу уже 81 год, он очень плохо видит.
Приручить белок не так уж и просто, это ежедневная работа – шаг за шагом, и белки привыкают. Они узнают Николая Николаевича по голосу, по запаху. Стоит ему их позвать, и, если они неподалеку, то тут же прискочат к своему «хранителю».
«Белки мне даже поболеть не дают. Если дождь, то беру зонтик и иду кормлю, – рассказывает пенсионер и добавляет, что сейчас – то самое время, когда на свет появились бельчата. – Они же малые. Я читал, если мало корма, то у самок прекращается молоко. Тогда она их не кормит, и они умирают. Вот я всегда в это время и прихожу, чтобы покормить. И орешки, и семечки, и яблоки – всего накупил, чтобы они хорошо ели».
В месяц у Николая Николаевича на беличье питание уходит рублей 30. Бывают и другие траты. Так, например, если бы не он, то вряд ли сегодня в этом сквере можно было бы встретить хоть одну белку.
«Я как-то читал в газете (это года два назад было), что в центральном парке штук сто белок, а тут максимум 20-25. Но обычно меньше – 17-19», – вспоминает мужчина. Вот и попытался как-то Николай Николаевич договориться с гомельским парком – предложил поменяться или даже заплатить. «Чтобы хотя бы две белки другой крови были, чтобы смесь какая-то», – объясняет мужчина. Однако там никто этим заниматься не захотел. Пришлось выкручиваться самому.
«Сижу как-то на скамейке, а тут парень подходит. Говорит: «Красота-та какая» и фотографирует. А я в ответ: «Красота, да последняя. Нету самца». Парень взял номер телефона, обещал перезвонить», – вспоминает мужчина.
И вот через неделю раздается звонок. «В воскресенье принесем вам самца», – говорят на том конце провода. Николай Николаевич не спешил радоваться, уточнил цену – двадцать долларов.
«Да вы что? Мне же не домой, а в сквер», – ответил он. В результате сошлись на двадцати рублях. Так в сквере имени Шевченко появился самец, а значит, и шанс на продолжение рода.
Сегодня в этом скверике живут четыре самки и один самец, весной появились бельчата, но подсчитать их пока сложно. По словам мужчины, одна самка дает 2-3 бельчонка, некоторые появляются на свет еще в июле. Правда, выжить им нелегко – вокруг слишком много опасностей.
Обычно белок давят коты. «Вот бежит белка по земле. Два прыжка и кот уже догоняет», – разводит руками Николай Николаевич. Да и собаки не отстают. Пенсионер тут же припоминает случай. Как-то видел мужчину, выгуливал охотничью собаку без поводка. Сверху на дереве сидит белка, пес бьет лапой по стволу, пытаясь ее сбить, а хозяин кричит «фас». Конечно, есть белку собака не станет, но, уверен Николай Николаевич, точно задавит.
Несколько лет назад пенсионер начал вести «борьбу» с собачниками – добился, чтобы вокруг сквера повесили знаки о запрете выгула четвероногих. Да только толку от этого немного – почти все их оторвали. Теперь на любое замечание пенсионера люди отвечают: «А тут знаков нет, значит, гулять можно».
«Вот пришла бы милиция, посмотрела. Оштрафовали бы одного, сарафанное радио тут же разнесло бы. Ни одной собаки не было бы, – говорит мужчина. – А так хожу, сам с ними воюю. Кормлю-кормлю, а потом раз – и всех подавили».
Порой приходится охранять несмышленых бельчат и от ворон. В первые дни жизни рыжие малыши абсолютно ничего не понимают, зато вороны знают, когда мама выбирается из домика. Стоит маме-белке уйти, как бельчата, оставшись без присмотра, так и норовят пошалить. «Бельчонок выскочит, а ворона уже сверху сидит. Тут же сбивает и поедает, – говорит мужчина. – Поэтому первые дни хожу с палкой, сижу на скамейке и дежурю, чтобы никто даже близко к ним не подходил».
Интересуемся, помогает ли ему кто-нибудь ухаживать за белками.
«Да какая там помощь! Хоть бы не мешали», – махает рукой Николай Николаевич. На этот счет у него тоже есть несколько историй.
Мужчине тяжело носить за собой воду для бельчат, поэтому он приносит двухлитровую бутылку и просто оставляет ее у дерева. Однако нередко эта бутылка пропадает. «Вот выпивают мужики, селедку едят. Надо же потом руки помыть. Вот они и берут эту воду. Ну ладно если взяли, так верните же потом бутылку на место!», – возмущается Николай Николаевич.
А не так давно договорился, чтобы ему помогли сделать кормушку. «Хорошая была: снизу дырка для белок, чтобы птицы не залетали, дверка открывается. Повисела эта кормушка неделю. А тут прихожу – нет её: кто-то оторвал и забрал. Вот такой у нас народ, такой менталитет».
А бывало, что он замечал школьников, которые вытаскивали из кормушки семечки. «Сидят, плюются потом», – качает головой пенсионер. Он подошел к ним, предупредил – если еще раз такое повторится, то он их сфотографирует и сообщит в школу и милицию. Месяц все было в порядке, а потом семечки вновь стали пропадать.
Или вот еще один случай. Пришла как-то бабушка с внучкой в сквер голубей покормить да семечки с собой не взяли. Вот и придумала старушка, как ребенка порадовать – предложила забрать корм у белок и отдать птицам.
Впрочем, есть у Николая Николаевича претензии и к тем, что пытается подкормить бельчат. «Вот закинут пшеницу, а она же прорастает. Мне приходится ходить да все выбрасывать. Белки даже арахис не едят, у них от этого расстройство. И они, кстати, об этом знают, однако, когда другой еды нет, то и арахис будут есть».
Николай Николаевич таких людей пытается просвещать – не нравоучениями, а памятками, которые развесил у кормушек. «Крупу, зерно, кукурузу и хлеб белки не едят. Надо орехи, семечки, яблоки свежие, нарезанные дольками, – говорится в листовке. – Остальное всё приходится выбрасывать как мусор».
Единственное, чего сейчас опасается пенсионер, – что будет, если он больше не сможет каждый день кормить белок, отгонять от них ворон, чистить домики. «Уже ж возраст, 81 год. Надо кого-то найти, чтобы передать вот это всё. Жалко же. Разбегутся или подохнут. И никто не хочет этим заниматься», – переживает Николай Николаевич.