Учим тапки плавать, готовим кирпичи и чиним вольер. «Сильные Новости» поговорили с горожанами, дома которых из года в год затапливает вода. Речь пойдет не про Якубовку и Монастырек
В Гомель идет «большая вода». Экстренные службы говорят, что для января это «несвойственная картина», а горожане готовятся к тяжелой весне. Одни заготавливают стопки кирпичей и вырезают смотровые люки прямо в деревянном полу. Другие чинят вольер, «утки дикие тут в прошлом году птенцов выводили, между грядок, еще собака выскочит, да потревожит их», а третьи расписывают график дежурств и меряют линейкой уровень Сожа. Что вообще происходит?
Всех этих людей объединяет одно – вода ежегодно приходит к ним в дом без приглашения и серьезно бьет, хорошо, если только по бюджету.
«Сильные Новости» узнали, как гомельчане пытаются найти выход из сложившейся ситуации и почему крипич плюс доска лучше, чем просто кирпич.
«Плавает… примерно вся улочка, но пока тапки по полу не поплыли, сказали никого не тревожить, у всех сейчас беда»
В самом центре Новобелицы раскинулась одна из самых красивых зон отдыха Гомеля – «Пруды». Озера, церковь, ухоженные дорожки и чистый лесной воздух, вся инфраструктура под боком, да еще и много общественного транспорта. Жить тут, пожалуй, захотело бы много гомельчан, а если еще и в частном доме – вообще мечта, но есть нюанс.
Ежегодно улица Войкова, которая одним своим концом практически упирается во двор Храма Александра Невского, оказывается под водой.
«Подтапливает каждый год, но в последнее время стало чаще и хуже. Раньше там хоть были дренажные канавы вдоль дорог и со стороны леса», – рассказывают местные жители.
По словам старожилов, вырытые против воды траншеи подсыпали, ремонтировали, а «потом какие-то умники стали засыпать их мусором».
«Чистили, но мусор все равно появляется, а сейчас и вовсе от дренажки осталось всего пару ям», – сетуют жильцы.
Местные жители уверены, что свою роль сыграли и новостройки. Для их возведения местность слегка подняли, а вся вода потекла во дворы частного сектора.
Жительница одного из домов рассказывает, что в прошлом году на ее огороде гнездились утки, пришлось ограничить свободу перемещения дворовому псу, мало ли, потревожит малышей.
А тапки при чем? Оказывается, местные жители не только самостоятельно пытались справиться со стихией, но и говорят «звонили по инстанциям», где, как они утверждают, им посоветовали ориентироваться именно на эту домашнюю обувь. Вода под полом – еще не проблема, у всех, мол, сейчас беда, а вот проплывающие мимо кровати тапки – повод бить тревогу.
«Приезжает муж с вахты а там… Заработанные деньги придется потратить на неожиданный ремонт, потом опять, а потом еще раз»
Эта история началась в 2018 году, когда в дом гомельчанки Анны неожиданно пришла «большая вода».
Женщина рассказывает, что участок в районе улиц Котовского-Мильчанской купили более десяти лет назад и до 2018-го и знать не знали про возможность ЧП.
«Честно говоря, чуть истерика не случилась. Апрель, прошел ливень, спустя короткий промежуток времени начала прибывать вода. Затопило улицу, потом двор, погреб и остановилась только, когда уровень в самом доме дошел до колена», – рассказывает Анна.
По ее словам, все произошло так быстро, что маленького ребенка пришлось вынимать в прямом смысле из форточки. Подходящих по уровню воды резиновых сапог и тем более лодок в доме не оказалось.
По первому звонку сразу прибыли на помощь МЧС, забегая вперед скажем, что это был единственный раз, и принялись качать воду. Справились за сутки.
«На Мильчанской – низина, так там по пояс в доме, представьте, после дождя. Начали разбираться, что делать, и угодили в замкнутый круг», – вспоминает женщина.
Анна уточняет, что прямо посреди двора идет ливневка, но толку от нее нет никакого, объёмы воды на порядок превосходят ее возможности. Созвали совет улицы и стали разбираться, что делать. Начать решили с МЧС, но спасатели справедливо отметили, что они спасают, помогают справится с последствиями, но причины подтопления им не известны. В 115 также помочь не смогли, но посоветовали обратиться в ГорСАП, а там – в администрацию.
Среди выдвигаемых местными жителями версий потопов реконструкция близлежащей поликлиники, ремонт которой совпал с первыми «паводками», и ошибка в проектировании городских ливневок. Из-за чего на самом деле они происходят, не знает никто, а заинтересованные службы хранят молчания, во всяком случае местных в известность никто не ставит.
Анна рассказывает, что стены ее дома постепенно приходят в негодность, высушить их не удается даже тепловыми пушками, а по стенам пошла плесень. Первый потоп обошелся семье очень дорого: холодильник, стиралка, мебель, ремонт – всего и не упомнить. Зато теперь в семье выработан алгоритм действий в случае ЧП:
🔹выключить электричество;
🔹принести кирпичи, которые специально сложены возле крыльца;
🔹попытаться подставить их под всю возможную мебель и технику – холодильник, диван, шкаф, комод, стол, к слову, на столешнице может поместиться большое количество вещей;
🔹если уровень воды поднимается дальше, под кирпичи укладывают доски.
«Боже, как я устала, сил больше нет. Каждый дождь я воспринимаю с ужасом, понимаю, что спустя максимум 20 минут начнется беготня и привычный уклад жизни будет нарушен. Муж специально не стал закреплять одну из досок в полу, чтобы наблюдать за уровнем воды. Но разве это выход?», – заканчивает свою невеселую историю Анна.
«Каждые два часа выглядываем в окно. Чуть что, нужно успеть откатить машину в Волотову»
Жители дачных товариществ в Плесах не понаслышке знают, что такое «большая вода». После разлива в 2013-м дачные участки превратились в озера, а по улицам можно было передвигаться только на лодке.
Дождавшись ухода воды, решили, что лучше предотвратить подтопления, чем нести убытки и рисковать имуществом. Закипела работа и, спустя некоторое время, в опасных местах возникла дамба.
Ситуация была под контролем, однако в этом году паводок ожидается выше среднестатистических норм.
«Насыпь у нас узкая, местами три метра, когда по нормативам нужно шесть метров. Поэтому мы весной, когда был паводок, укрепляли подножие дамбы – сами, мешками с песком. Помогала тогда, опять же, администрация Центрального района Гомеля», — рассказывает председатель садового товарищества Александр.
По словам мужчины, весной местные жители самостоятельно покупали мешки, наполняли грунтом и укрепляли стену.
«В течение сезона на просьбу о помощи об увеличении толщины насыпи никто не отозвался, поэтому мы опять в ситуации, когда возможен паводок», — поясняет мужчина.
Александр уверен, что высота дамбы рассчитана правильно, а вот ее толщины может и не хватить. При прорыве окажутся затоплены более 600 домов в четырех садовых товариществах. В некоторых из них люди живут круглогодично.
«Выход из ситуации довольно прост и относительно не дорог – расширить насыпь в некоторых опасных местах. Для этого нужна техника и грунт. Сил местных жителей не хватает и спасет ситуацию только поддержка властей», — уверен мужчина.
Галина, у которой также дачный дом в Плесах, рассказывает, что есть на дамбе и измерительный прибор — самодельная 6-метровая линейка, которая показывает текущий уровень подтопления. Показания «прибора» регулярно проверяют, но не забывают посматривать и в окно.
«Сейчас мужчины уже едут покупать мешки, все сами будем укреплять опять. Собираемся деньгами, выходим по сменам, засыпаем мешки и кладём у основания дамбы. Каждые два часа выгадываем из окна. Чуть что, нужно успеть откатить машину в Волотову», — заканчивает свой рассказ Галина.