Skip to main content
Первая половина ХХ века
Как на месте «Бани Лагорио» появился жилой дом и что случилось с глазной лечебницей доктора Брука
Деревянный цирк

Вероятно, первые цирковые представления в Гомеле проходили на Базарной площади. Выступления жонглеров, силачей и акробатов были неотъемлемой частью ярмарок того времени. В 1926 году городские власти решили «упорядочить» уличные выступления и дали разрешение на строительство деревянного цирка в центре проспекта Ленина. Современный адрес – Проспект Ленина, 12. К моменту постройки цирка большинство деревянных зданий в центре города сносились, а на их месте возводили каменные сооружения, однако цирк почему-то решили строить из дерева. Вход в здание сконструировали по подобию «теремка», весь центральный объем занимала арена. Фасад здания был резным, а над входом располагался балкон-раус, с которого артисты зазывали публику на представления.

Условия в первом цирке Гомеля были так себе, как для зрителей, так и для артистов. Здание не отапливалось, а гардероб и вовсе не предусматривался. Вот и приходилось посетителям сидеть в верхней одежде и вдыхать морозный воздух зимой.

По информации старожилов, здание вмещало в себя до двух тысяч зрителей. Просуществовал цирк недолго, однако за время работы он успел принять множество известных трупп и артистов. На его арене выступал известный борец «Черная маска» и другие прославленные коллективы. Спустя шесть лет после открытия здание цирка перешло в распоряжение 3-го Белорусского драматического театра и Русского драматического театра. Однако и они не смогли надолго закрепиться в нем. Спустя еще девять лет здание сгорело.
Центральные бани

В 1898 году на пересечении улиц Фельдмаршельская (Пролетарская) и Ветреная (Гагарина) появилось необычное сооружение Центральные бани, или «Бани Лагорио».

Кирпичное трехэтажное здание стало одним из первых мест Гомеля, куда провели электричество. По информации историков, «Бани Лагорио» бесперебойно обслуживали гомельчан на протяжении более двадцати лет. После октябрьской революции здание конфисковали у хозяев и передали помещение на нужды военных. В 1920-х годах здание перешло в собственность коммунального треста, но и новые владельцы не смогли сразу использовать его по назначению. Оказалось, что оборудование пришло в негодность, а на восстановление потребовалось много времени.

Спустя несколько лет баню все-таки удалось открыть, в этот раз она проработала до самой Великой отечественной войны. В 1941 году во время авианалета на Гомель в здание попала бомба. Восстановить строение не получилось, слишком обширными были повреждения, его пришлось снести. 1960-х годах на месте разрушенной бани построили двухэтажный жилой дом.
Несуществующая столовая на несуществующей улице

В начале 1900-х годов в Новобелице началось активное строительство предприятий и новых производств. Для рабочих строились многоквартирные дома по улице Ильича, а для проведения досуга в 1930-е годы в самом центре района возвели столовую-ресторан. Она находилась на пересечении Ильича и ныне несуществующей улицы Мечникова. Архитектурный облик нового сооружения сразу бросался в глаза аттики над ризалитами, эксплуатируемая крыша, сочетание кубических и цилиндрических объемов.

В 1950-х годах напротив столовой разбили сквер, а саму столовую снесли для строительства многоквартирного дома.

Примечательно, что место, где сейчас находится этот дом, использовалось для строительства еще с начала XIX века. В 1842 тут находилась церковь Святого Василия, позже ее заменила Никольская зимняя православная церковь, в которой велись службы до 1928 года. В 1928 церковь переоборудовали под столовую, которую позже снесли до основания.
Глазная лечебница доктора Брука

В 1904 году в районе Преображенского кладбища на улице Замковой, 53 (перекресток проспекта Ленина и Крестьянской) при поддержке Ирины Паскевич открылась глазная лечебница — небольшое двухэтажное здание на 25-30 коек.

Существует легенда, что ее первого директора Абрама Брука княгиня Паскевич подобрала на улице, выучила и вывела в люди. Однако это оказалось всего лишь красивой сказкой. На самом деле Абрам Брук происходил из состоятельной черниговской семьи, окончил Венский университет и в те годы считался очень квалифицированным врачом.

Основные расходы на лечение глазных болезней оплачивали земство Гомельского уезда и земское самоуправление соседних губерний, жители которых также обслуживались в больнице.

До революции практиковалось и платное лечение, но бедноту Брук старался лечить бесплатно.

В 1920 году мест в больнице стало не хватать, и доктор Брук ходатайствовал перед властями о выделении участка земли, принадлежавшего Преображенской церкви, под строительство амбулатории и общежития для приезжих больных. Переписка длилась долгих четыре года, и только в 1924 году Община верующих согласилась передать земли.

В 1930-х годах финансирование больницы серьезно сократилось. Брук закупал материалы и провизию за счет собственных средств, но очень скоро они подошли к концу. Позже каким-то чудом ему удалось получить финансирование «Американской организации помощи голодающим в России», а в 1934 году на базе глазной больницы открылся Белорусский научно-исследовательский трахомотозно-офтальмологический институт.

В годы ВОВ здание лечебницы оказалось полностью разрушено, а все оборудование – уничтожено. Спустя 13 лет после окончания войны строение планировали реконструировать, а Гомельский филиал «Белгоспроекта» даже подготовил план реконструкции. Однако детальное обследование руин показало, что даже уцелевшая часть коробки может обрушиться в любой момент. В 1958 году ее разобрали.
Клуб Железнодорожников

В первой половине 1920-х годов гомельские железнодорожники захотели построить себе клуб, где планировали проводить собрания рабочих. Проект готовили целых четыре года, а сразу после его утверждения начались строительные работы.

Здание строили из дерева, вход выделили ризалитамиа, а по всему фасаду располагались резные балконы. В строении располагался не только клуб. В левом крыле открыли студию изобразительного искусств под руководством Бориса Звиногродского, а в правом — библиотеку. Кроме того, под крышей ДК Железнодорожников функционировал акробатический кружок и духовой оркестр.

Просуществовал клуб железнодорожников недолго. Уже в годы войны здание сгорело. Сейчас на его месте находится асфальтированная площадка для автобусов за зданием гомельского автовокзала.
Гостиные ряды и ярмарка

По данным историков, в 1910 году в Гостиных рядах было 119 лавок, 61 шкафчик, 185 рундуков и 100 столиков – очень неплохой «Торговый центр» того времени. В 1920-30-х годах количество торговцев и ассортимент выросли еще больше. Старожилы вспоминают, что в те годы на рынке открылось множество лавок и магазинчиков, а среди торговцев появились китайцы, продававшие детские игрушки и пистолеты-хлопушки.

В 1941 году Гостиные ряды сильно пострадали при захвате Гомеля немцами, и в 1946 году их остатки снесли для расширения площади Ленина. Так закончилась история самого старого рынка Гомеля.
Доходное училище

Совсем недалеко от Гостиных рядов в 1820-х годах, на углу Трудовой и Советской, по приказу владельца Гомеля графа Николая Румянцева появилось здание в стиле неоклассицизма духовное училище. Вероятно, архитектором этого сооружения был англичанин Джон Кларк, который в те годы жил и работал в Гомеле. Именно под его руководством построили Петропавловский собор, дом Румянцева и боковые флигели дворца в центральном Парке.

Примечательно, что в качестве духовного училища здание начали использовать только 1839 году. В 1880 годы учреждение переехало в другое место.

Во время немецкой оккупации здание сильно пострадало и долгое время стояло наполовину разрушенным, пока в 1954 году его не снесли. Позже на этом месте построили четырехэтажный дом в стиле советского классицизма для работников завода имени Кирова.
Большая каменная синагога

В 1820-1830-х годах на месте нынешней площади Труда возвели монументальное здание, стилизованное под древнюю храмовую архитектуру Большую Каменную синагогу.

Неудивительно, ведь в 1855 году из 3,5 тысяч городского населения 2,7 тысячи были евреями. Правда, согласно переписи населения Гомеля 1897 года, количество евреев в Гомеле сократилось до 54%.

Деньги на строительство выделил граф Румянцев. Синагога служила по назначению почти век. Позже в этом здании находился Гомельский Совет рабочих депутатов, затем кинотеатр. Годы немецкой оккупации синагога не пережила. Сейчас на этом месте стоит здание Гомельского дорожно-строительного техникума.
Что еще не дошло до наших дней?

Печально, но Гомель образца первой половины ХХ века лишился огромного количества красивейших зданий. Основной причиной стали артобстрелы города во время второй мировой войны.

Не удалось восстановить кинотеатр имени Воровского, находившийся на улице Советской рядом с пересечением с Ирининской. Старожилы вспоминают, что в 30-е годы во время сеансов немых фильмов тут играл виртуозный пианист. К сожалению, имя и фамилию музыканта на афишах того времени не указывали. На месте кинотеатра построены жилые дома № 27 и № 29.

В годы войны разрушена одна из лучших аптек Гомеля, названная по имени ее владельца, – «Аптека Эфрота», стоявшая на углу нынешних Советской и Комсомольской. Сейчас на этом месте находится Гомельский горисполком.

Не сохранилось здание гимназии Ратнер на углу Советской и Ирининской, спроектированное Станиславом Шабуневским в стиле «модерн». Кстати, он являлся совладельцем этого здания вместе с братьями Шановичами. По послевоенной фотографии видно, что от бывшей гимназии остались только стены. В 1950-х годах на этом месте построили дом в стиле советского историзма по проекту Валентина Ждановича, вместе с таким же полукруглым зданием напротив он представляет один из немногочисленных архитектурных ансамблей в Гомеле.

Не дошло до нашего времени и двухэтажное административное здание на Конной площади (ныне – Центральный рынок). «Громадное здание» строилось на деньги княгини Ирины Паскевич. Не сохранилась и сама Конная площадь в первозданном виде – «не вымощена и крайне грязна», как сказано в описании Гомеля 1910 года.
Фото из архива Александра Веснина