В Гомельском районе дядя с племянником выкопали на «металл» целый трубопровод, про который много лет как забыли и долго не могли понять, чей он. В итоге семейный подряд осудили, а на металлолом трубы сдало… госпредприятие
Дело было еще в прошлом веке, лет 50 назад, а то и раньше. Для полива совхозных полей под землей проложили трубопровод с диаметром труб 400 миллиметров. Со временем он стал забиваться всяким мусором, для прочисток приходилось его «заглушать». А потому примерно в начале 80-х решили проложить рядом еще один трубопровод-дублер из чугунных труб диаметром 250 миллиметров. Потом о закопанных в землю трубах позабыли. И уже в нынешнем веке о них вспомнили ушлые люди.
Первые раскопки для трубокопателей завершились неудачей: их задержали пограничники и передали милиции. Дело завели административное, но потом его прекратили, ибо не удалось выяснить, чье имущество задержанные граждане намеревались выкопать и сдать в металлолом. Вот по деревням Гомельского района и поползли слухи, что трубопроводы-то бесхозные. А раз ничьи, то зачем же добру пропадать, подумали дядя и племянник, до которых эти слухи доползли осенью прошлого года.
Родственники поездили по полям и нашли место первых раскопок. Задуманное облегчало то, что у племянника в собственности имелась нужная техника: экскаватор и трактор с прицепом. И потрудились мужики на славу! За десять ходок выкопали 120 чугунных труб диаметром 250 миллиметров по 5,5 метра каждая. Итого: 660 метров, общим весом почти 31,5 тонны. Трубы подельники отвезли на территорию домовладения племянника, складировали и прикрыли соломой. Но, как пишут в таких случаях в протоколах, распорядиться имуществом по независящим от них причинам не смогли. В один из дней к копателям нагрянули борцы с экономической преступностью, до которых дошел слух о возможной краже совхозных чугунных труб. На языке милиционеров это называется «проверить поступившую оперативную информацию», о том, что по такому-то адресу может находиться похищенное имущество. Там оно и находилось – дядя и племянник все рассказали и показали, но настаивали, что трубы бесхозные.
Уголовное дело против них возбудили по части 3 статьи 205 УК (тайное похищение имущества (кража), совершенное группой лиц, в крупном размере). Следствию пришлось покопаться в совхозных архивах и допросить не одного ветерана труда, чтобы выяснить, кому принадлежит выкопанное родственниками имущество. Оказалось, что трубопровод лежал в земле одного сельхозпредприятия, а по бухгалтерскому учету под названием «трубопровод агрессивных сточных вод» числился на балансе другого с нулевой остаточной стоимостью, то есть был полностью самортизирован. Проще говоря, трубопровод сам по себе уже давно ничего не стоил. Эта новость, конечно, обрадовала обвиняемых, но радость их оказалась преждевременной. Ущерб определили после сдачи совхозом чугунных труб в металлолом на сумму 12 106 рублей 42 копейки.
Так что труд дяди и племянника даром не пропал, а свои имена они могли бы вписать в книгу криминальных рекордов (если не Беларуси, то Гомельщины точно), как люди, совершившие самую тяжеловесную кражу. К слову, их «рекорд» перевешивали дважды. При первом взвешивании ворованные трубы потянули на 35 тонн, потом сделали скидку на засоренность и ржавчину и уставили точный вес: 31 тонна 433 килограмма.
Приговором суда Гомельского района каждого из них наказали ограничением свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа («домашняя химия») на срок 2 года со штрафом в размере 50 базовых величин (1850 рублей). Специальной конфискации подлежали средства совершения преступления – экскаватор и трактор с прицепом, однако, по словам племянника, он их продал «неизвестному лицу».
Свою вину родственники признали частично и обжаловали приговор в Гомельском областном суде. В своих жалобах они ставили под сомнение массу выкопанного ими металлолома и его стоимость, считали, что никакого ущерба совхозу не было, и просили приговор отменить с прекращением производства по делу. Вторая судебная инстанция не нашла оснований для удовлетворения жалоб осужденных.
Подробности этой необычной криминальной истории мы узнали из опубликованного в Банке судебных решений приговора райсуда.