Skip to main content
27.01.2026

Гомельчанка стала суррогатной мамой, чтобы обеспечить родного ребенка, а бывший муж отсудил большую часть суммы

В редакцию «Сильных Новостей» обратилась Татьяна (имя изменено). Ее история – не из рядовых: женщина решилась на суррогатное материнство, чтобы заработать на содержание своего ребенка. Многие не знают, но в Беларуси оно разрешено, регулируется законом «О вспомогательных репродуктивных технологиях» и считается одним из их видов наравне с ЭКО.

Татьяна говорит, что к решению ее подтолкнуло отсутствие финансовой помощи на ребенка от мужа, который ушел к другой женщине. Увы, история с беременностью закончилась трагично, но и после этого злоключения суррогатной мамы не закончились. По словам нашей собеседницы, она хочет предупредить всех женщин, которые планируют вступить в программу сурматеринства: если есть проблемы в семейных отношениях, их надо решить «на берегу».

«Забеременела через ЭКО в 2023 году»

Документально Татьяна оформила с мужем Кириллом (имя также мы поменяли) развод только год назад, но фактически брак распался еще в 2023-м, когда она узнала, что у супруга есть другая женщина. Некоторое время пара еще жила под одной крышей, но муж постепенно перевозил вещи к новой девушке.

Денег не хватало, и именно это побудило женщину заработать на суррогатном материнстве.

Вступила в программу суррогатного материнства в минской компании, прошла все обследования и забеременела через ЭКО в 2023 году. На тот момент муж еще не окончательно покинул наш дом, но о суррогатной беременности не знал. Впрочем, мы уже не жили как супруги, интимных отношений между нами не было.

Татьяна прошла обследования по направлению компании и познакомилась с биологическими родителями, это оказалась пара из России. С ними сразу установился хороший контакт, и суррогатной маме пересадили два эмбриона. Прижился один, Татьяна принялась вынашивать ребенка. Согласно договору, заверенному у нотариуса, за это ей положено вознаграждение 14 300 долларов.

Врачи констатировали внезапную смерть

Роды случились на 37-й неделе беременности, но увы, младенец умер. Причиной назвали синдром внезапной детской смерти: как объяснили врачи, такое случается, пока ребенок слишком мал и мышцы у него не развиты – он как бы «забывает» дышать.

Татьяна говорит, что с биологическими родителями она подружилась и общается до сих пор. Ребенка она выносила – так что ей заплатили часть суммы – 9 тысяч долларов.

Тем временем отношения Татьяны с Кириллом становились все хуже.

Кирилл следом подал в суд – решил забрать половину гонорара, полученных за суррогатную беременность. И такая возможность, кстати, нашлась: по закону, на момент оплаты услуг Татьяны как сурмамы она с Кириллом еще находилась в браке, а значит, деньги считались совместно нажитыми.

Кирилл выиграл суд – по его решению Татьяна должна отдать ему 7500 долларов. Как вышло, что бывший муж забрал большую часть гонорара? Дело в том, что в нотариальном договоре значились те самые 14 300 тысяч долларов – ее половину мужчина и отсудил. Впрочем, Татьяна говорит, что после полутора лет нервных судебных заседаний сама сдалась и согласилась отдать деньги. Бывшая пара заключила мировое соглашение.

Я работаю и потихоньку их выплачиваю. Хочу своим примером предупредить женщин, которые задумываются стать суррогатной матерью: вот так бывшие мужья могут отобрать себе часть денег. Не повторяйте мою ошибку и продумайте свои шаги, если у вас отношения с партнером плохие, – подытоживает Татьяна.

«Сильные Новости» также пробовали связаться с Кириллом, чтобы узнать его версию – однако он не отвечал на сообщение и звонки.

«Если в соответствии с условиями договора суррогатной матерью была получена сумма в меньшем размере, то именно она и должна быть учтенной»

Прокомментировать ситуацию мы попросили у адвоката, заведующего юридической консультацией Советского района Гомеля Артема Владимировича Королева:

Судебные споры, связанные с суррогатным материнством, довольно редки. Это обусловлено в первую очередь тем, договоров суррогатного материнства заключается ежегодно. Обычно если и возникают споры в контексте суррогатного материнства, то они связаны со сроками и суммами выплат, и разбирательство происходит непосредственно между сторонами договора суррогатного материнства.

Из описанной ситуации следует, что между суррогатной матерью и ее супругом было заключено мировое соглашение, что подразумевает, что стороны пришли к добровольному соглашению. В случае же, если бы мировое соглашение не заключалось, по моему мнению, не подлежала бы взысканию в пользу супруга половина от фактически не полученной суммы. То есть, если в соответствии с условиями договора суррогатной матерью была получена сумма в меньшем размере, то именно она и должна быть учтенной в массе общей совместной собственности.

Также для дел о разделе имущества важным аспектом является момент фактического прекращения брачных отношений, установление которого может повлиять на исключение имущества из перечня совместно нажитого. Следует отметить, что для оценки перспектив каждого конкретного дела необходим анализ всех имеющихся доказательств и обстоятельств.


Читайте также:

Новое на сайте: