«Когда моя дочка подрастёт, подарю ей особенную куклу — себя». Гомельчанка собственными руками создает невероятных кукол — у каждой их них есть своя история
В куклы играют только дети? Вовсе нет. Кукольных дел мастер из Гомеля Катерина Минакова рассказала о секретах кукольного мира, который она создаёт день за днем.
Они были первыми
У какой девочки в детстве не было любимой куклы? Прекрасной принцессы с бездонными голубыми глазами и пушистыми ресницами или трогательного пупса, которого было можно купать в игрушечной ванночке?
— Моей первой любовью в кукольном мире стал смешной и милый человечек Бебешка. Он был болгарином и появился в моей жизни, когда мне было лет пять, — признается Катерина Минакова, известный в Беларуси и за её пределами мастер, создающий уникальных кукол ручной работы. — С Бебешкой мы были практически неразлучны. Я со временем даже его женила на двоюродной сестре знаменитой Барби — кукле Синди. Ничего, что невеста была на две головы выше жениха, главное, взаимные чувства!
Катерина считает, что авторская кукла — это непременно история, которую она рассказывает: без такой очень личной истории кукла не становится живой. А ведь именно в этом и есть главная причина, почему люди, минуя отделы игрушек, где сегодня можно выбрать куклу на любой вкус, идут за ней к мастеру.
— Первую куклу я сделала в абсолютно чудесное для себя время — я тогда ожидала рождение дочери. Однажды увидела текстильных кукол ручной работы на каком-то сайте и загорелась: попробую. Мне даже поначалу не верилось, что что-то может получиться, — вспоминает Катерина. — От результата, который, как я теперь понимаю, был далёк от идеала, я пришла в полный восторг и мне захотелось продолжения.
Историю, которую рассказала первая «серьезная» кукла Катерины, навеял сериал «Великолепный век» с его роковыми страстями и роскошными красавицами в изысканных нарядах.
— Моя рыжеволосая Хюррем-султан, разодетая в бархат, гордо восседала на мягком диванчике в окружении пышных роз, а я ею любовалась, — рассказывает Катерина.
У Хюррем одна за другой начали появляться подруги и соперницы, а «Великолепный век» стал превращаться в не менее великолепный кукольный мир.
А вскоре у Кати зазвонил телефон. Звонили из гомельской библиотеки имени А. Герцена с предложением устроить выставку ее кукол, фото которых стали появляться в соцсетях.
С литературой у Катерины сложились особые отношения. Это один из источников её вдохновения. Когда библиотекари рассказали Кате, что ее первая персональная выставка откроется в Ночь Библиотек, которая пройдёт под знаком сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», последние сомнения отпали:
— Обожаю Кэрролла! Специально для этой библионочи я сделала целую серию обитателей Страны Чудес: и Шляпника, и Червонную Королеву, и Труляля с Траляля, и, конечно, золотоволосую Алису…
С первым приглашением на серьёзный международный форум мастеров-кукольников, престижную выставку «Время кукол» в Петербурге, у Катерины тоже связана история:
— Случайно прочитала в Фейсбуке, что организаторы выставки разыгрывают среди потенциальных участников два приглашения. Нужно было отправить на адрес оргкомитета несколько фотографий своих работ, которые оценит взыскательное жюри. И чудо произошло: я стала участницей выставки, где демонстрируют свои работы мастера с мировыми именами!
Куклы с характером
Когда наступает время выбора подарка для близкого человека, это одновременно приятно и сложно: хочется порадовать и удивить неожиданным сюрпризом, который вызовет взрыв положительных эмоций.
Пока ещё не все знают, что в кукольном мире живут портретные куклы.
— Создание портретной куклы — это особенные ощущения, — рассказывает Катерина. — Как-то молодой человек решил преподнести такую куклу в подарок своей девушке. Мы обсудили образ, он передал мне фотографии. Но в процессе работы над куклой постоянно что-то происходило: то ломался хрупкий тоненький пальчик, то при запекании вздувалась и лопалась глина.
«Ваша девушка, наверное, с характером», — осторожно поинтересовалась Катя у заказчика. «Есть такое», — вздохнул молодой человек.
Катерина предварительно не расспрашивает о характере человека, для которого делается его портретная кукла. Она уверена, кукла сама ей подскажет все необходимое.
— Это что-то мистическое, — уверена Катерина. — Портретная кукла имеет особую связь с тем, для кого она создаётся.
Обладатели таких кукол признаются Кате, что они занимают особенное место в их доме. Мимо них трудно просто пройти мимо: хочется усадить поудобнее, поправить складочки на платье, провести ладонью по кудряшкам.
Куклы и люди находят друг друга по-разному. У Катерины есть несколько серий кукол, воплощающих атмосферу разных эпох. Когда на одной из выставок была представлена её «советская» серия «Бальзам Звёздочка», одна из посетительниц с первого взгляда влюбилась в кукольного героя истории под названием «Первый снег» — несчастного не выспавшегося дядечку со свернутым ковром на плече и пластмассовой выбивалкой в руках. Теперь он живёт у неё дома.
Солидный мужчина не смог сдержать чувств, когда увидел сделанного Катериной битломана, оседлавшего знаменитую Yellow Submarine, чтобы направиться в ближайший гастроном со своей авоськой: «Это же мой лучший друг! Подарю ему, будет в восторге!» — радовался счастливый покупатель.
Когда Катерина делала портретную куклу для своей подруги, та сказала ей буквально несколько слов — розовое, голубое, облака, единороги… Так появилась Ио — воздушная и неземная девочка-единорог, спустившаяся с небес.
— А вот о коллекционерах кукол я не расскажу. Они, конечно, есть, но это достаточно закрытая среда. Порой мастер даже не знает, что его кукла оказалась в серьёзной частной коллекции, потому что приобретают её зачастую через посредника, — говорит Катя. — Но я, честно признаться, не стремлюсь к созданию чисто коллекционных кукол. Мне гораздо приятнее думать о них, как о детях, которые находят заботливых родителей. И еще, научно доказано, что человек, однажды купивший куколку ручной работы, обязательно захочет ещё и ещё!
Как завести кукольного ребёнка?
На создание «кукольного ребёнка», которым решают обзавестись его будущие «родители», у Катерины обычно уходит около месяца. Если сроки поджимают, Катя старается идти навстречу и делает куклу за две-три недели.
Катерина рассказывает, что работа кукольника требует абсолютной концентрации и сосредоточенности на мелких деталях. Это многочасовой кропотливый процесс. Кроме того, создание куклы — это мощная эмоциональная вовлеченность: «Я могу проснуться в четыре часа утра, потому что у ленточки на крохотной туфельке не тот цвет!» Помимо радости творчества, это понимание того, что не всегда все идёт гладко: можно пять часов лепить кукольную головку, а в печи для запекания она вздуется пузырем.
— Все восхищаются волшебными локонами моих эльфов и ангелочков. Да, их правда хочется погладить. А чтобы их сделать такими, нужно приобрести шкуру козы ангорской породы, которую я заказываю в Дагестане. Если вы пробовали более-менее профессионально рисовать акварелью, вы знаете, что набор хороших красок обходится в немалую сумму. А у кукольников, кроме красок, ещё и глина, резинки, проволока, шерсть, фольга, ткани, кожа, бусинки, кружева, пуговки… Это далеко не полный перечень того, что нужно для создания куклы. А инструменты? Тут же целый арсенал! — делится Катерина.
«Сильные Новости» изучили аккаунты признанных мастеров-кукольников из Беларуси и узнали, сколько придётся заплатить, если заветная мечта — обзавестись уникальной куклой ручной работы.
Так, средняя цена текстильной очаровашки в зависимости от размера, материала и особенностей техники колеблется в пределах от 50 до 150 рублей. Лепная красавица или красавчик, которого нафантазировал мастер, в среднем обходится в 120-150$. Самые дорогие, как и можно было предположить, — это сложные для воплощения куклы с портретным сходством: цены на них начинаются в среднем от 200$. Заметим, речь идёт об уникальных куклах, создающихся под индивидуальный заказ и существующих в единственном экземпляре.
Порой, познакомившись с ценами, люди округляют глаза и заявляют: «Такие деньги за игрушку?» Мастеров-кукольников это больно задевает.
Мой эльф — самый красивый!
В своей студии авторской куклы Cateda_dolls Катерина проводит мастер-классы для тех, кто решил не «усыновить», а собственноручно создать для себя кукольного ребёночка.
Катя рассказывает, что мастер-класс обычно начинается с «у меня ничего не получится», а завершается «моя кукла — лучшая в мире».
— Так приятно, когда взрослые люди и маленькие дети идут из студии с эльфом, ангелочком или зайчиком, бережно держа их в руках, как живое существо.
На мастер-классах в студии бывают люди разных возрастов.
— Куклы очаровывают и детей, и взрослых. Со всеми работать интересно. Но дети — это что-то особенное: у них получается буквально всё. Куклы их любят и стараются помогать, — говорит Катя.
А одна из самых трогательных историй, связанных с учениками Катерины, это, конечно, история любви. Молодой человек, который раньше не держал иголки в руках, решил сам сделать для своей девушки куклу Тильду. Он так переживал, что ему не удастся, что кукла окажется не такой, как он себе её намечтал…
— Как же повезло барышне с таким кавалером! — улыбается Катерина.
Катерина с удовольствием показывает своих кукол на различных выставках.
— Больше всего люблю, когда выставки проходят в Гомеле, — говорит Катерина. — Так бывает обидно, когда слышишь от гомельчан: у нас ничего интересного нет, пойти некуда, посмотреть не на что. У нас в городе столько по-настоящему творческих людей, которые делают фантастические вещи. Надо, чтобы люди это видели, сами развивались.
Сейчас Катерина готовится к очередной выставке, на этот раз рождественской, открытие которой планируется на 25 декабря.
Когда Катерина завершает работу над очередной куклой, её дочка заранее начинает по ней скучать: «Мама, пусть она останется у нас. Или сделай мне такую же». «Сделаем вместе», — обычно отвечает девочке Катерина.
— Когда-нибудь, когда дочка станет немного старше, я сделаю для неё особенную куклу — себя. Автопортреты бывают ведь не только у художников.