Путается навигатор, блуждают курьеры и таксисты. Знали ли вы, что в Гомеле есть две улицы с практически идентичным названием?
Причем, обе улицы имени Бородина находятся в одном административном районе нашего города – Центральном.
Одна из улиц Бородина в Гомеле хорошо известна. Она начинается у пересечения с улицей Мазурова у Ледового дворца и тянется вдоль Волотовского озера до Восточного обхода. Застроена она только с одной стороны, в том числе и элитными высотными домами с квартирами-студиями и видом на озеро. Протяженность улицы Бородина в микрорайоне Мельников луг – 540 метров.
Но очень мало людей знает о параллельном существовании в Гомеле еще одной улицы Бородина. Она совсем небольшая, точнее, ныне это проулок, идущий от улицы Кирова в направлении Советской, относительно недалеко от пешеходного моста в микрорайон Гомсельмаш. Сегодня на ней сохранилось только два дома – Бородина, 4 и 6. Причем, найти улицу Бородина, что в районе Кирова, сейчас и днем с огнем невозможно. Поисковики в Интернете не содержат о ней почти никаких сведений, недавно исчезли на домах и таблички с названием улицы. Но очевидцы рассказывают: навигатор все время путает две улицы, и это – проблема для курьеров и поставщиков. Например, на Бородина, 6 в Мельниковом луге находится кондитерская, но точно такой же адрес – Бородина, 6 – есть и по улице возле Кирова, и это просто деревянный частный дом.
Путаница с этими улицами попала и в справочники. Например, на одном популярном ресурсе о гомельских улицах показана только улица Бородина в 19-м микрорайоне, но сказано, что это бывшая улица Седьмая. На самом деле, улица Седьмая ранее шла между Кирова и Советской, и это – другая улица Бородина. Эти сведения о Седьмой ошибочно перекочевали в электронный ресурс о гомельских улицах, видимо, из энциклопедического справочника «Гомель» 1991 года, когда еще не было второй улицы Бородина у Ледового дворца.
Так как же такое стало возможно? По нашей версии, события развивались примерно следующим образом. В начале 1960-х годов поселок Красный Октябрь, то есть несколько кварталов деревянных домов и бараков между улицей Советской, Кирова и линией железной дороги напротив Старого Аэродрома, был включен в черту города. Названия улиц тут не блистали разнообразием – они были обозначены просто по порядковым номерам.
После же присоединения к Гомелю улицы Красного Октября стали называть именами выдающихся гомельчан и отличившихся на нашей земле людей. В частности, бывшую Седьмую назвали в честь одного из руководителей Гомельского антифашистского подполья Тимофея Бородина, соседнюю Шестую – именем командира Гомельского полка народного ополчения Федора Уткина. От прежних «номерных» улиц тут сохранилась только улица Восьмая.
А спустя много лет стал вопрос о названиях для улиц 19-го микрорайона в новостройке жилого массива Мельников Луг. И в феврале 2009 года Гомельский Совет депутатов своим решением № 149 называет еще одну улицу именем Тимофея Бородина. Но неужели специалисты-топонимисты просто просмотрели существование еще одной, уже очень небольшой к тому времени улицы с аналогичным названием?
Мы решили прояснить ситуацию, спросив у самих жителей улицы Бородина, сохранившейся от бывшего поселка Красный Октябрь. Один дом здесь стоит заколоченным, житель другого Виктор рассказал нам следующее:
– Да, в Гомеле две улицы Бородина. Одна Бородина Т.С., а наша – просто улица Бородина. Часто ли ошибаются? Да постоянно сюда приезжают те, кому надо на Мельников Луг. Навигатор их приводит именно ко мне. Я уже привык и просто даю им совет – ввести в навигатор «улица Бородина Т.С», и тогда он покажет правильно. Кстати, в советское время таксисты тоже долго не знали, где находится наша улица. Я спорил с ними на бутылку водки или на бесплатный проезд и постоянно выигрывал. Нашу улицу не знали не только сами водители таксомоторов, но и их знакомые в милиции и скорой помощи, которым они звонили за подсказкой. Кстати, проехать по нашей улице из-за рытвин и колдобин было непросто. В поликлинике нас долгое время знали как «Красный Октябрь», и только когда сменился старый персонал тали знать как жителей улицы Бородина. Я заселился сюда в 1977 году, и уже тогда наша улица подлежала сносу. Видимо, именно в этом все дело.
Вероятно, ситуация развивалась так – частный сектор на Бородина был запланирован под снос, а новым Генпланом многоэтажная застройка не предполагала сохранение улицы. Так и вышло – на месте большинства усадеб старой Бородина появились многоэтажки. Но вот со сносом последних домов на этой улице получилась заминка, и они стоят до сих пор. Одновременно имя Тимофея Бородина было присвоено новой улице в 19-м микрорайоне.
Сохранившийся на старой Бородина жилой дом – двухквартирный деревянный. Ранее это было государственное жилье. Такие деревянные дома на 2-3 квартиры, видимо – бывшие ведомственные, стоят рядом и на улице Кирова. Некоторые из них построены после войны, иные – еще довоенной постройки. Вероятно также, что после окончательного сноса старой Бородина эта улица окончательно прекратит свое существование, и останется только улица Бородина в Мельниковом луге.
Тимофей Степанович Бородин родился в Гомеле в 1917 году. Работал инженером на фабрике «Полеспечать». С ноября 1941 года – руководитель Гомельского подпольного оперативного центра, организатор взрыва мастерских по ремонту немецких танков, ресторана на улице Советской, где было уничтожено около 100 оккупантов. Впоследствии арестован гестапо и после пыток расстрелян. Похоронен вместе с павшими гомельскими ополченцами на берегу Сожа, на этом месте установлен мемориал.