«Медицина бесплатная, но если врачу не дать денег, то он даже разговаривать с вами не будет». Медик из Туркменистана рассказал об учебе в Гомеле, жизни в Беларуси и сравнил уровни стран
У нас принято критиковать свое высшее образование, и мы к этому давно привыкли. С другой стороны, критиковать уровень образования в белорусских университетах есть за что. Однако этого уровня хватает, чтобы к нам на учебу приезжали студенты из-за рубежа, пусть среди них и редко встретишь представителя европейской страны. «Сильные Новости» пообщались с жителем Туркменистана, который поступил в Гомельский медуниверситет, остался в Беларуси на отработку и пока не очень хочет возвращаться домой.
За медицинское образование в Туркменистане нужно выложить 40-70 тысяч долларов
Наш собеседник – Аташ (имя изменено по просьбе героя) – с детства хотел стать врачом. Причина такого желания заключается в личной истории. Когда-то бабушка Аташа заболела сахарным диабетом. В то время парень учился в пятом классе и помочь бабушке ничем не мог, хоть и очень хотел. Но для себя подросток решил, что вырастет, выучится на врача и сможет помогать людям. Поэтому с седьмого класса Аташ начал усиленно изучать предметы, которые были особенно нужны будущему врачу.
Наш собеседник рассказал, что, по его оценкам, лишь примерно 30% туркменских школьников получают высшее образование. Еще около 30% отправляется в армию, после которой продолжают службу по контракту. Остальная часть юношей и девушек стремится за границу на заработки. Чаще всего едут в Турцию, потому что там достаточно легко адаптироваться. Однако востребованы и такие направления, как Россия или Беларусь, но для устройства в этих странах нужны рабочие визы.
Остальная часть выпускников трудоустраивается в сельском хозяйстве. Но вообще, говорит Аташ, люди стремятся попасть в госорганы: в милицию или какие-либо Комитеты. Также популярны профессии нефтяника, архитектора, преподавателя и врача. В Туркменистане быть доктором – престижно. «Даже врач общей практики ведет себя, как царь», – шутит Аташ.
Не все туркменские родители могут позволить себе оплатить высшее образование своих детей. «Поступить и получить медицинское образование в Туркменистане почти нереально. Чтобы начать учиться, нужно 40-70 тысяч долларов (на знания никто не смотрит). А в Гомеле за каждый год учебы в медицинском университете я платил четыре тысячи долларов. К этому добавим проживание, питание, регистрацию, расходы на медосмотры, транспорт и так далее. Один год жизни и учебы в Гомеле обходился мне примерно в семь тысяч долларов, но этого намного меньше, чем нужно заплатить на родине.
В итоге Аташ решил учиться на доктора в Беларуси. По словам собеседника, еще до приезда в нашу страну он имел о ней достаточно информации. «Я знал о Брестской крепости и драниках. Знал, что у вас отмечают Пасху и Радуницу. Если что, моя бабушка по отцовской линии родом из Украины. Поэтому я знал про традиции печь куличи и красить яйца. Ведь в Беларуси все это тоже есть», – подчеркивает Аташ.
Он не может сказать, почему для поступления выбрал именно Гомель: «Если честно, и сам не знаю. Возможно, это судьба». Медик отмечает, что к переезду он готовился серьезно: ходил на курсы русского и английского языков, что потом помогло избежать языкового барьера.
В Туркменистане старших уважают гораздо больше, чем в Беларуси
В Беларуси Аташ оказался в 2014 году. Домой с тех пор он ни разу не ездил. Сначала учился в университете, затем поступил в интернатуру, получив вид на жительство. Сейчас у иностранца пять лет отработки.
Очевидно, что, оказываясь в новой стране, начинаешь ее сравнивать со своей и подмечать для себя различные отличия. Так было и с наши героем. За годы пребывания в Беларуси он пришел к определенным выводам. «У меня хорошие впечатления от РБ, потому что здесь все доступно и намного проще, чем в Туркменистане. Адаптироваться мне оказалось не сложно. Мне кажется, что белорусы и туркмены не так уж сильно и отличаются друг от друга. Возможно, наш народ более вспыльчивый. А еще мне кажется, что белорусская молодежь почти не уважает старшее поколение. В том же транспорте молодые люди редко уступают место старшим. Или дети могут ругаться со своими родителями. В Туркменистане так не принято, мы уважаем старших. Еще обратил внимание, что у вас не любят мусульман – и это плохо. Я так и не понял, почему не любят. Ведь нет плохих религий, есть плохие люди», – резюмирует Аташ.
Он рассказывает, что в Туркменистане, как и в Беларуси, врачи оказывают населению помощь бесплатно, но там своя специфика. «У вас можно прийти к врачу на прием или вызвать его на дом. Врач сделает кардиограмму, отправит пациента на анализы – и это все бесплатно. А у нас никто так просто ничего делать не будет. За любую мелочь врачу нужно дать денег. Если доктор принял пациента и открыл ему больничный, то за это нужно заплатить. Если вы не заплатите, то с вами даже разговаривать не будут. Хотя официально все бесплатно! Об этом все знают, понимают, что так неправильно, но все равно платят за бесплатную медицину. Так сложилось, к этому привыкли и медики, и люди», – вздыхает Аташ.
В Беларуси ситуация иная: «Здесь вы приходите на укол, и чаще всего вам ничего не понадобится приносить с собой. У врача есть свой шприц, физраствор, вата, йод и так далее. Но я заметил, что в Беларуси врачей особо не уважают. Чуть что – жалобы на горячую линию Министерства здравоохранения. У нас люди даже не знают, что такое жалобы».
Гомель как второй дом
Отдельное внимание Аташ уделил различиям в уровне жизни между двумя странами. По оценке собеседника, в Беларуси все лучше раза в два. «С одной стороны, происходящее у меня в стране – смешно, а с другой – печально. У нас даже в банкоматах деньги не снимешь, потому что там пусто. Раньше зарплаты давали наличными. Потом стали начислять на карты, но ведь в банкоматах нет наличных денег. Поэтому приходится обращаться к специальным людям, которые за отдельное вознаграждение снимут ваши деньги. Не знаю, как они это делают. Интернет работает плохо, а вай-фай появился примерно год назад. ТикТок в Туркменистане стали смотреть тоже не так давно. У нас даже не знали, что такое суши. Они появились в ресторанах примерно полгода назад. В банках нет долларов, их можно купить только неофициально или у валютчиков. А курс – сумасшедший», – разводит руками медик.
Что касается медицинского образования, то в Беларуси, считает Аташ, оно лучше, чем у него на родине. Собеседник подчеркнул, что ему особенно нравилась практикоориентированность обучения. Более опытные доктора не боялись доверять медицинские манипуляции молодым специалистам.
Сейчас Аташ работает врачом общей практики и в хирургии – ассистирует во время операций. Он уверен, что без лишних сложностей найдет себя и в туркменской медицине: «Я приеду домой, мне нужно будет сдавать экзамены, чтобы подтвердить свои дипломы. Думаю, что с белорусским дипломом и с опытом работы без проблем смогу устроиться на родине. Но в ближайшие пять лет в Туркменистан ехать не собираюсь. Очень надеюсь, что за это время там все изменится в лучшую сторону. А в Беларуси я чувствую себя комфортно. Для меня Гомель как второй дом».