Skip to main content
23.04.2023

История гомельского пса Валета, который два года жил в подъезде, но по «доносу» попал в службу отлова. Кампания по его спасению приняла международный характер

Бездомные собаки – большая проблема больших и малых городов. Здесь постоянно сталкиваются разные взгляды и интересы – сердобольных граждан и защитников животных, специализированных служб и ратующих за безопасность на наших улицах.

История гомельского пса Валета, который два года жил в подъезде, но по «доносу» попал в службу отлова. Кампания по его спасению приняла международный характер, изображение №1

Спасение рядового пса

Около двух лет тому назад рядом с домом на улице Ильича появился бездомный, но симпатичный пес. Один из местных жителей начал подкармливать брошенное кем-то животное. В общем, стал его опекуном. Жители дали своему новому четвероногому соседу кличку Валет. Пес никаких проблем никому не создавал – был очень дружелюбным и любил детей. Опекун Валета периодически уезжал на заработки, и тогда его кормили соседи.

Нот вот в середине апреля, когда опекун снова находился в отъезде, Валет исчез. Как выяснилось, он был пойман службой отлова по заявке некоего гражданина, которого пес якобы покусал. Знавшие Валета даже не поверили в это – настолько эта собака была доброй и никогда не проявляла никакой агрессии. Но всякое может быть – вдруг заявивший на Валета наступил на него в темноте или еще каким-либо образом вызвал такую реакцию? Как бы там ни было, но Валет оказался в службе отлова. Вроде бы, на антирабическом карантине, в течение которого положено наблюдать – нет ли у животного признаков бешенства. После чего, если пса никто не заберет, его могут усыпить.

Проблема в том, что определенного хозяина у Валета не было, а «опекун», как мы знаем, находился в это время в отъезде. Но спасать Валета принялась гомельчанка, ныне работающая в Москве ветеринаром и, одновременно, участвующая в зоозащитном волонтерском движении. Случайно узнав о том, что Валет попал в отлов, девушка забила тревогу в социальных сетях. К делу подключились волонтеры и просто хорошие люди, причем, не только из Гомеля, но и из других стран.

История гомельского пса Валета, который два года жил в подъезде, но по «доносу» попал в службу отлова. Кампания по его спасению приняла международный характер, изображение №2

Первоначально ситуация выглядела пугающей – были опасения, что животное вот-вот усыпят. Волонтеры связались со службой отлова в Гомеле и там пообещали – Валет будет находится в карантине не пять, а десять суток. Теперь предстояло решить следующую проблему – кто и куда мог бы забрать животное?

Волонтеры говорят, что возвращать собаку к его прежнему месту жительства во дворе-подъезде смысла нет. Практика показывает – существует высокая вероятность того, что человек, уже заявлявший на собаку, сделает это еще раз, а в случае повторной заявки усыпление последует немедленно. Но вот и с дальнейшим размещением Валета возникли трудности. Ведь случай с этим псом – не единственный, а количество мест в волонтерских приютах Гомеля и просто в домах у доброхотов – ограничено. Содержание собаки тоже стоит денег, сегодня – не таких уж маленьких. Что же можно делать?

С помощью Интернет была развернута кампания по спасению Валета, которую без преувеличений можно назвать международной – в ней принимают участие люди не только из Беларуси, но и РФ и Финляндии.

История гомельского пса Валета, который два года жил в подъезде, но по «доносу» попал в службу отлова. Кампания по его спасению приняла международный характер, изображение №3

С их помощью Валету удалось найти место в собачьем приюте в Москве. Но собаку нужно еще забрать куда-то на передержку в Гомеле, решить вопрос с транспортировкой и выполнить целый ряд санитарных требований и условий по ветеринарному оформлению.

Собачий экспорт

Еще недавно бездомных собак из Беларуси, и Гомеля в том числе, волонтеры вывозили в Германию и другие страны ЕС. Однако ныне, в связи с введением санкций, на этих направлениях возникли сложности.

А как живется собакам и их хозяевам в других странах? Элина много лет занимается волонтерской деятельностью по оказанию помощи бездомным животным, в настоящее время живет в Финляндии. Она рассказывает об особенностях содержания собак в этой стране:

  • Для ввоза собаки в Финляндию необходимо выполнить ряд условий. Например, прививка от бешенства должна быть сделана за месяц до ввоза, обработка от глистов – не позднее, чем за сутки. Также животное должно быть заранее внесено в электронную базу данных. На границе следует уплатить ветеринарный сбор в 250 евро. Бродячих же собак в Финляндии нет, поэтому не стоит и проблема их отлова и усыпления. Но забежавших через границу собак отлавливают – для предотвращения распространения различных инфекций, которых тут очень опасаются. Эвтаназия может также применяться еще в ряде случаев. Например, при ввозе без соблюдения санитарных правил, или в отношении безнадежно больных животных. Если хозяин тяжело больной собаки не соглашается на эвтаназию, то ее могут выполнить принудительно, а хозяина – привлечь к административной ответственности за причинение страдания животным, вплоть до лишения права на содержание домашних животных. С такими вещами тут все строго. Могут назначить усыпление и за покусы и драки с сородичами. Здесь также очень тщательно соблюдаются и правила выгула и содержания домашних питомцев. Например, запрещен выгул собак без поводка. В сезон гнездования птиц собак нельзя спускать с поводка даже в лесу, что бы они не причиняли урон пернатым и их потомству.

Так же и вывоз Валета в приют РФ – не такая простая задача, как может показаться. Кроме всего прочего, необходимо выполнить и требования «Роспотребнадзора» – животное должно быть снабжено чипом, вакцинировано от бешенства, иметь ветеринарный паспорт. Конечно, можно везти собаку и без соблюдения этих условий, с намерением вакцинировать ее на месте, но с юридической точки зрения это будет незаконно.

Чип для права на жизнь

В службе отлова КУП «Спецкоммунтранс» по поводу судьбы Валета пояснили следующее:

  • Действительно, такая собака была к нам доставлена по заявлению граждан. Сейчас она находится у нас, но ее забирают волонтеры. Вакцинацией и чипизацией наше предприятие не занимается, эти процедуры осуществляются в ветеринарных клиниках. Всех отловленных собак мы передаем волонтерам из общества «Доброта», еще ни одного не усыпили.

Волонтерка Галина говорит следующее:

  • Валет – очень добрая и милая собака. В службе отлова согласились придержать Валета пока волонтеры будут заниматься его дальнейшим устройством. Надо сказать, что на предприятии вообще идут навстречу волонтерам. На самом деле, животных без регистрационного жетона положено усыплять в день отлова. Во всех остальных случаях собаки считаются не имеющими хозяев, ошейники и прочее – не считаются. Волонтеры стараются по возможности забрать и пристроить всех животных, но мы же не резиновые. В Гомеле нет государственного приюта для животных, имеющиеся вольеры – «Уголок надежды», приют при обществе «Доброта» и другие – волонтеры содержат за счет собственных средств и пожертвований людей. И на сегодня они переполнены. У меня дома сейчас уже находится две собаки, которым еще предстоит найти хозяев. Гостиницы для животных стоят денег, и это не для «потеряшек» – туда принимают только с прививками. Раньше собак забирали люди из РФ, но теперь все стало.

В некоторых соседних странах собак стерилизуют, чипируют и прививают в службе отлова, но не усыпляют, а отпускают на волю.

Гомельские волонтеры не отрицают, что собачьих стай на улицах не должно быть – это действительно может создавать угрозу и для людей, и для других домашних животных. Из непосредственных же наблюдений можно сказать, что наиболее агрессивные – отнюдь не бродячие псы, а хозяйские собаки сторожевых и бойцовских пород – при нарушении правил их выгула и содержания. Также нередко инстинкт охраны территории срабатывает у собак, которых прикармливают сторожа разных объектов, собирая таким образом иногда целые стаи. Бродячая же собака в чистом виде, как правило, обходит человека стороной, всецело поглощенная борьбой за выживание. Но исключение тут может составить «собачья свадьба», когда даже самая безобидная ранее дворняжка может внезапно рассвирепеть.

Кроме отлова, некоторые хозяева сами приводят в «Спецкомунтранс» надоевших им собак. Знают ли они, что их питомцам предстоит в дальнейшем – вопрос риторический.

Гомельские волонтеры считают:

  • Для того, чтобы урегулировать ситуацию с бродячими животными, нужно выполнить несколько пунктов. Во-первых, хозяева собак должны всех если не чипировать, то хотя бы зарегистрировать. Во-вторых, за самовыгул собак – штрафовать, как это делают за границей. Третье, всех собак стерилизовать – только так можно избежать неконтролируемого размножения, когда щенков подбрасывают на улицу, а потом образуются бродячие стаи. По всем этим моментам надо проводить разъяснительную работу. И, конечно, хорошо бы было в Гомеле организовать государственный приют для животных.

Что касается Валета, то некоторые волонтеры предполагают, что он, как и некоторые другие четвероногие, мог стать жертвой ложного доноса. Иные люди, которые просто не любят собак, могут вызвать службу отлова и без всяких на то оснований.

За время нахождения в приемнике Валет сильно исхудал. Срок его содержания в службе отлова истекает 24 апреля, в понедельник. На сегодня для спасения Валета основным является такой вариант – его «опекун» постарается с заработков приехать в Гомель, чтобы забрать пса из отлова. Ну нужно еще решить вопросы с дальнейшей перевозкой Валета, с чипированием, вакцинацией и документальным оформлением. Возможно, на это время понадобиться еще и передержка в Гомеле. Волонтеры будут благодарны за любую помощь, потому что их собственные средства и силы ограничены.

Также на момент выпуска этого материала в службе отлова на очереди в карантине находилось еще четыре собаки, одну из которых сдала хозяйка. Волонтеры говорят, что бездомные животные, как щенки, так и взрослые особи, прибывают на предприятие каждый день.


Читайте также:

Новое на сайте: