Возможно, роль пионерских лагерей в летние каникулы уже отходит на второй план для нынешних школьников, но на Гомельщине до сих пор действует около десятка таких учреждений. Для более старшего поколения это было неотъемлемой частью летних каникул. Здесь дети, на время избавившись от родительской опеки, впервые начинали чувствовать себя самостоятельными, а некоторые – и совсем взрослыми: пытаться купить пива, приударять за девочками, искать «адреналиновых» приключений на свою… душу.
С приходом лета – отличный повод поностальгировать. Сильные Новости собрали для вас воспоминания о пионерлагерях, которыми поделились наши читатели.
Андрей. Слабоумие и отвага – героическая история о неудавшемся спасении от смерти… телят
Это была середина нулевых. В это время я довольно плотно занимался спортом, а именно – плаванием. На базе одной из школ создали спортивный класс, где учились такие же пловцы, как и я. Чем мы отличались от обычных школьников? Когда для них звенел звонок на первый урок – мы уже вовсю занимались в зале или бассейне, затем завтрак, уроки с 10:30, обед, опять уроки, ну а после них – вечерняя тренировка. И так каждый день, еще как-то умудрялись и учиться нормально, и за девочками побегать. Не суть…
Дважды в год нас отправляли на «сборы». Это была стандартная поездка в лагерь, только вот с небольшими отличиями: уроков у нас никаких не было, а вместо этого мы тренировались по 2-3 раза в день. Спортивные результаты после этого конечно росли, ну а в плане учебы нагоняли, как могли.
И вот, середина нулевых – мы снова отправляемся в такой вояж в санаторий «Серебряные ключи», что под Светлогорском. Там был довольно крутой бассейн, где и была возможность усиленно тренироваться. Было очень тяжело, но в то же время и очень весело. Смартфонов тогда еще толковых не было, интернета тоже, развлечения находили себе сами, а фантазия в пубертате работает очень хорошо.
И вот как-то раз мы на «тихом часу» решили с пацанами втихаря пойти в ближайшую деревню, Чирковичи, как сейчас помню. Пойти да поискать приключений на свою…ну вы поняли. Добрели до деревни большой командой – человек пятнадцать, наверное, нас было, пошли сразу в сельский магазин, попросили какого-то местного алкаша купить нам пива, взрослыми же себя почувствовали, пытались познакомиться с местными девочками, конечно же, безуспешно. Время тихого часа подходило к концу, нужно было возвращаться обратно.
Уже по дороге нам попалась на пути большая ферма, где было очень много коров и телят. И удивительно – людей поблизости вообще не было! И тут нам пришла в голову очень гуманная (как нам тогда казалось) идея – выпустить их всех на волю и спасти от неминуемой смерти. Открыли ворота, а они – ни в какую. Смотрят на нас, но никто не выходит за пределы забора.
Решили, что нужно им в этом помочь. Несколько человек зашли внутрь этого огороженного периметра и стали их гнать за его пределы. Мол, бегите, вы теперь свободны, живите долго и счастливо. Тут же сложно было сказать, чем мы руководствовались – то ли той самой гуманной идеей, то ли просто угорали. Но со стороны это смотрелось максимально идиотски – компания пацанов бегает за коровами с лозунгами о свободе. Кто-то ржал в покатку от всей этой картины, другие чистили обувь от коровьих лепех, но без последствий такое действо долго продолжаться не могло.
Один из парней, которому видимо чужд инстинкт самосохранения, решил подойти к одной буренке сзади и попытаться ее вытолкнуть «на волю». Итог закономерен – парень получил жесткий удар копытом и на какое-то время отправился в нокдаун. Мы забросили затею освобождения коров, поскольку буренка приложилась действительно смачно. Обратно парня пришлось тащить под руки.
На вечернюю тренировку он не вышел, а тренеру сказали, что просто неудачно поиграли в футбол, вот и есть в наших рядах раненый. Обошлось без перелома, но хромал бедняга где-то с неделю. Ковбоем его потом прозвали.
Антон. Этой истории про привидение позавидовал бы даже Карлсон
Отдыхал в пионерлагерях я всего несколько раз. Однако запал в душу один лагерь под Речицей, близ деревни Горваль. Там в этот момент работали двое воспитателей, братья-близнецы. Очень крутые дядьки, между прочим, которые легко находили общий язык с подростками. Вот они-то и запомнились. Попасть к ним в отряд хотели очень многие, желающих было больше, чем мест. Мне как раз и посчастливилось. Именно та смена мне и запомнилась многими приключениями.
Кстати, большинство веселухи происходили после отбоя. Пугали девчонок резиновой змеей, например. Тихонько открывали дверь, бросали ее в комнату девочек, а через пять секунд включали свет и забегали с криками «Куда она поползла? Вы видели куда она поползла?!».Визг стоял на весь лагерь.
Как-то раз воспитатели, шутки ради, украли мой матрас с кровати, пока я у девочек был. Причем, краже предшествовал разговор:
– Так, школьник, а что-то ты делаешь в женском крыле после отбоя?
– Массаж.
– Ну-ну! Смотрите там, не вздумайте размножаться.
Минут через пятнадцать меня все же выдворили из комнаты девочек и в приказном порядке отправили спать. Прихожу в комнату, а матраса нету. Причем, воспитатели и мои сверстники заранее договорились и единогласно утверждали, что его никогда у меня и не было, при этом хихикая и переглядываясь. Когда я совсем уже разозлился, смилостивились и сказали: «Ладно, малыш, не ори. Он у нас в комнате. А ты молодец! На прошлой смене один так и лег спать на голую фанеру».
Еще запомнился случай, когда мы до одури напугали воспитательницу соседнего отряда. Корпуса в лагере были двухэтажные, наш отряд разместился на первом этаже. У одного из парней была футболка со светящимся в темноте рисунком, которую он привез из Италии, вроде. В общем,светонакопительную краску ночью бегали заряжать от света в туалете. Затем надели футболку на швабру, вылезли в окно на улицу, подсадили самого легкого кому-то из нас на плечи и дотянулись до окна воспитателя соседнего отряда на втором этаже. Спустя несколько секунд слышим пронзительный вопль, лезем обратно в комнату через окно, а утром оказывается, что немолодую даму чуть до инфаркта не довели. Наш воспитатель ее полночи потом валерьянкой отпаивал. Орудие преступления, кстати, у нас изъяли до конца заезда.
Павел. Ночной ужастик в «Пионерскую ночь»
В наше время в пионерских лагерях был распространен обычай, который назывался «пионерская ночь». В последнюю ночь смены между мальчиками и девочками, которые, понятно, жили раздельно, разворачивалось соревнование: кто кого сумеет обмазать зубной пастой. То есть, когда наступала «пионерская ночь», ни один из «враждующих лагерей» спать не ложился, а всеми силами пытался подсмотреть, заснули ли уже конкуренты, время от времени выдвигаясь в разведывательные экспедиции. Если кто-то все же заснул, противник делал попытку достичь цели – обмазывания пастой, что тоже было очень непросто сделать, никого не разбудив.
Не знаю, насколько успешными были подобные затеи у других, в моей детской «карьере» ни мне, ни кому бы то ни было из тех, с кем мы делили комнаты, не удалось проникнуть в стан девченок ни разу. А вот нас однажды намазали и это было очень неприятно утром, чисто физически – просыпаться в этой жиже, с липким лицом и руками. Но, опять же, было это всего лишь раз за многие смены. Поэтому, видимо, «пионерская ночь» – это только на первый взгляд легко.
Да, ну и вот, вспоминается мне одна такая история, связанная с такой ночью и зубной пастой.
В самом конце смены, перед утренней отправкой домой, мы, мальчишки, как водится, изо всех сил старались не заснуть и вести себя потише, чтобы убаюкать внимание конкуренток. Ждали своего «звездного часа».
Ночь была уже очень глубокой, глаза слипались, как вдруг… На весь корпус раздался просто сильнейший (так нам, по крайней мере, показалось в тишине), жуткий грохот и лязг. Мы были просто в шоке и обомлели от ужаса. Что произошло – было совершенно непонятно. Мы онемели и, понятное дело, ни о какой диверсии речи дальше идти не могло – все просто вжались в свои кровати. Так мы, с горем пополам, под утро и заснули.
Когда проснулись, обнаружили, что к нам тоже никто не проник, мы были чистыми. Мы этому не удивились и больше всего хотели узнать, что же это такое ночью громыхало. И – снова – вдруг! По всему корпусу прокатился такой же жуткий грохот.. Однако теперь по полу зазвучал топот ног вожатых, они, видимо, определили, где гремит и бросились туда. Стоит отметить, что в те времена и в том лагере вожатые жили в другом крыле и ночью были от нас довольно далеко, поэтому могли и не слышать.
Не буду расписывать весь процесс расследования, расскажу лишь результаты, как нам их потом рассказали старшие.
В одной из комнат девочки так же не спали и ждали, когда заснут мальчики. Глубокой ночью одной из них приперло в туалет «по-маленькому». Да, это важно: старый советский лагерь, туалет – в коридоре, один на всех. Оно, во-первых, итак достаточно страшно ночью туда ходить, поэтому этого старались избегать. Во-вторых – надо ж им еще было соблюдать меры конспирации! Но девочке приперло достаточно сильно, поэтому в комнате приняли решение, что она сделает все… в раковину. Да, было все устроено так: туалетов в комнате не было, но умывальник с водой был.
И вот, значит, девочка, а это был у нас, если не ошибаюсь, 4-й класс, еще не очень большая и рослая, залазит и садится на раковину. Сама она небольшая и особой акробатики для этого не понадобилось. Но допотопный умывальник не выдерживает и с грохотом рушится. Грохот многократно усиливается, разбегаясь по корпусу по трубам – так была устроена тогда вся эта система, что трубы были единой сетью между стенами множества комнат. Эхо, переливы, все в шоке… Кроме одной единственной комнаты, где все в курсе, что произошло.
Но история ведь на этом не заканчивается. Что случилось утром и при чем здесь зубная паста, спросите вы? А вот что и вот при чем.
Девочки, понятно, очень испугались, что за сломанный умывальник им влетит. Думали, как бы это приладить его на место. Приставляли к стене, однако штукатурка осыпалась. Сейчас это кажется невозможным, но они как-то умудрились приставить эту раковину к стене, чем-то подпереть снизу, замазать разломы в стене зубной пастой, а сверху прилепить отвалившуюся штукатурку. С девчачьей аккуратностью, сделали все так, что, как им казалось, ничего не было заметно и уже спешили покинуть лагерь, а там – и взятки гладки.
К сожалению, утром, спросонья, никто не сообразил, насколько хрупкой может быть такая конструкция и случилась попытка почистить зубы. Тут-то все обрушилось с соответствующими звуками и во второй раз. А там – вожатые, дознание, чистосердечное признание, и долгие годы воспоминаний в школе – ездили мы классами, а это ведь был, всего лишь, напомню, четвертый класс.
Вот, такими историями поделились с Сильными Новостями наши читатели.
Воспоминания из детства и отрочества являются, наверное, самыми яркими и остаются с нами на всю жизнь. Они-то и помогают нам сохранять связь с молодостью.