«Я сама тяну семью» против «Муж обеспечивает, а на мне быт и дети». Истории белорусок, у которых сложные отношения со вторыми половинками и финансами
Героини статьи «Сильных Новостей» попали в полярные ситуации: у одной муж занимается хозяйством и воспитанием ребенка, а она материально тянет всю семью, а у второй супруг полностью перекрывает все ее расходы, запрещает работать, так как считает, что она должна заниматься собой, детьми и домом. Но в обоих случаях девушки хотели бы в своей жизни что-то поменять.
История Екатерины: «Муж-домохозяин в семье меня теперь не устраивает»
В семье у моих родителей картина жизни всегда выглядела так: папа зарабатывал больше мамы, его деньги шли на продукты, ремонт, оплату коммунальных услуг, заправку машины, крупные покупки в дом (мебель, например, или бытовую технику). Мама работала, но получала в разы меньше папы. Деньги она тратила по своему усмотрению: покупала себе вещи и косметику, одежду и игрушки нам, что-то из продуктов, что-то в дом. Но даже если ее зарплата «разлеталась» в середине месяца, она знала, что папа ей даст денег. Каких-то финансовых проблем никогда не возникало. Я наивно полагала, что точно также будет и в семье, которую я создам, но не тут-то было.
С будущим мужем познакомилась еще в студенчестве: он приезжал к общежитию к моему одногруппнику. Паша красиво ухаживал: дарил цветы, сладости и очень много обуви. Говорил, что до встречи со мной обращал внимание на женские каблучки, да и в них походка у каждой девушки меняется.
Он вместе с отцом работал отделочником. Заказов было достаточно, плюс с ними сотрудничал мужчина с полезными связями. За три года, что мы встречались, пять раз ездили отдыхать.
Сыграли пышную свадьбу, родители подарили квартиру в новостройке, начали делать ремонт, я забеременела. Но в какой-то момент дела в строительстве пошли не очень. Мужчина «со связями» ушел в самостоятельное плавание, а как позже оказалось, он был всей движущей силой этого предприятия. Еще год муж работал по старым заказам, а потом начался затык. Да и деньги за те объекты, что удавалось найти, приходилось делить с отцом. Муж создавал странички в соцсетях, продвигал рекламу, но все двигалось со скрипом. Тяжелее всего было зимой, когда ремонты вообще мало кто делает. Уезжать работать в Россию тоже не вариант – как он объяснял, ему не хотелось пропускать моменты из жизни сына. Так мы перебивались его случайными заработками три года, пока я не вышла на работу. Из декрета вернулась на предприятие, где работала в отделе снабжения. Еще до замужества закончила курсы по маникюру и, как оказалось, очень даже правильно.
В один прекрасный момент у мужа совсем опустились руки. Я видела, как он старается, и не хотела его добивать вечным бубнежом и пилением. Предложила ему просто расслабится и месяцок подумать, отдохнуть, съездить на рыбалку, собраться с мыслями. Я прикинула, что вполне смогу прокормить семью: зарплата на заводе 1200 рублей, примерно столько же я получала на маникюре (с учетом работы в выходные дни). Муж пообещал, что все текущие вопросы по дому, а также занятия с ребенком, садик, он возьмет на себя.
Месяцок превратился в полгода, полгода – в год, год – в полтора. За это время я окончила курсы по изготовлению шоколада, на заказ делаю шоколадные плитки, конфеты и различные фигурки. Раз на раз не приходится, но в месяцы, когда какие-то знаковые праздники (8 Марта, День учителя, 1 сентября), выходит в среднем плюс 500 рублей.
В итоге за коммунальные услуги, одежду, обувь себе, ребенку и мужу, продукты, обслуживание автомобиля, интернет, мобильную связь отвечаю я. Кроме этого, каждую неделю 35 рублей уходит на занятия с логопедом для сына, оплачиваю абонемент в бассейн. В месяц трачу около 2 тысяч рублей. Иногда нам помогают мои родители. Еще один плюс – квартира наша и нужно оплачивать только коммуналку (примерно 120 рублей в месяц).
Не знаю, есть ли у нашей ситуации какое-то психологическое объяснение, но чем дальше мы живем так, тем меньше мужу хочется шевелиться и вообще выходить на работу. А я, наоборот, ищу больше вариантов дополнительного заработка.
Месяц я готова была потерпеть, но теперь понимаю, что второй заработок в семье был бы совсем не лишним. Чтобы закончить ремонт в квартире, мне приходилось на всем экономить, пока закончили ремонт – подрос ребенок. Его надо развивать, водить в театры, на кружки, в бассейн, а это тоже деньги. Муж-домохозяин в семье теперь меня не устраивает.
Комментарий психолога
Разобраться с ситуацией и расставить все точки над «i» помогла семейный психолог Ольга Лопахина.
«Для женщин потеря работы и роль домохозяйки воспринимается не так болезненно, как для мужчины. Зачастую для них потеря дохода – удар по самолюбию и авторитету. И, да, это распространенная ситуация: человек после потери заработка (а судя по истории, он был немаленьким) впадает в определенный ступор. Такое состояние может длиться годами. Тут главное не вогнать человека в еще большее состояние разбитости.
Я отлично понимаю главную героиню, которая все финансово тянет на себе и элементарно устала. Но если сейчас начать истерить, давить, упрекать, шантажировать, то единственное, чего вы добьетесь, – разрушения семьи.
Для начала вам нужно поговорить. Объясните супругу, что деньги – неотъемлемая часть жизни, как бы не утверждалось, что не в них счастье. И вам очень нужна его поддержка и помощь.
Пересмотрите ваше отношение ко второй половинке: возможно, вы приняли роль заботливого родителя, а ваш муж – этакого сыночка. А что делает заботливая мамочка? Правильно, дает карманные денежки на колу и чипсы. Перестаньте его контролировать и «растить», относитесь к нему как к самодостаточной личности».
История Инны: «Хотелось бы быть самостоятельной единицей, а не плюс один к мужу»
С супругом я познакомилась семь лет назад. В то время работала консультантом в магазине мужской одежды. Помогла выбрать будущему мужу пиджак, мы поболтали, обменялись телефонами. Я неплохо зарабатывала: у меня был оклад, плюс процент от продаж. Девушка я симпатичная, общительная, так что проблем с клиентами никогда не было. В месяц легко выходило 1200-1500 рублей. И вообще мне нравилось общаться с людьми, у нас был прекрасный коллектив.
После свадьбы я еще немного поработала, а потом ушла в декрет, из первого декрета – во второй, а из второго – в третий. Мы переехали в новый дом. Дети росли, декрет заканчивался. Когда младшая пошла в садик, мы сели с мужем и стали обсуждать мое будущее: он предложил остаться дома, заниматься бытом и детьми.
Сначала мне показалось это очень рациональным решением: только с утра нам нужно развозить дочек по садам и школам, в обед забрать, отвезти на кружки, рисование, танцы. У него рабочий день ненормированный, он сорваться и приехать в любой момент не может. Частный дом также отнимает много времени: помощниц по хозяйству нет, так что с готовкой, уборкой, стиркой и работами по двору приходится справляться самой.
Ежемесячно муж мне выделяет 2500 рублей. Эти деньги я трачу на все текущие расходы. Единственное, супруг оплачивает коммунальные услуги, интернет, заправляет машины за свой счет. Если мне нужны какие-то дополнительные средства, я могу их попросить у него.
Как бы не казалась жизнь простой вне работы, быт выматывает не меньше. Иногда ловлю себя на мысли, что хотелось бы быть самостоятельной единицей, а не плюс один к мужу. Но пока других вариантов нет: развитие и комфорт детей на первом месте. Да и супруг категорически против, чтобы я выходила на работу.
Комментарий психолога
«Деньги – мощный рычаг давления. Вы – взрослый самодостаточный человек, который сам способен принимать решения, в том числе, работать или нет. Но не всегда запрет работать – это манипуляция со стороны супруга.
Начните с диалога и выясните сначала для себя, почему так хотите на работу, что это даст вам и семье, как изменится быт. Выслушайте мужа, пусть он расскажет, с чем связаны его опасения, как он видит изменения в семье после вашего выхода на работу, что именно его не устраивает. Вероятно, вы придете к компромиссу.
Сейчас можно работать удаленно и в свободном графике. Если для вас на первом месте финансовая независимость, а не общение с коллегами, сами поездки в офис, то можно попробовать такой вариант», – считает психолог Ольга Лопахина.