«Сильные Новости» предлагают совершить очередную экскурсию в прошлое Гомеля. На этот раз пройдемся по масштабным проектам и постройкам, которые так и не были закончены в том виде, в котором задумывались.
Мы узнали, для чего в конноспортивной школе планировали построить церковь, бассейн, парк аттракционов и теннисные корты, сколько кварталов, площадей и торговых рядов должно было быть в Новобелице по проекту 1772 года и почему архитекторы отказались от подземной развязки около железнодорожного вокзала.
Также расскажем, сколько стоит деревня Севруки и «125 душ мужского пола» в ценах 1786 года и почему некоторые старожилы Гомеля до сих пор называют Новобелицу Щекотовской дачей.
Как планировали строить Новобелицу, и что из этого вышло
250 лет назад на месте, где теперь раскинулась Новобелица, находилось небольшое поселение староверов, которое в народе называлось Щекотовская дача. Места там были болотистые и глухие. Желающих взять в аренду такую землю находилось немного. По состоянию на лето 1760 года речь шла о «десятке дворов».
Все изменилось в 1772 году после того, как Екатерина II подарила Гомель генерал-фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. Город понравился новому владельцу, но была одна загвоздка. Румянцев не хотел, чтобы его новый дворец находился в уездном центре. Для этого попросил в Сенате разрешение построить рядом с Гомелем еще один город и перенести в него все госструктуры. Просьбу влиятельного чиновника удовлетворили незамедлительно и выделили место – Щекотовская дача. Вот тут-то и начинается самое интересное.
Город собрались строить с большим размахом, закипела работа, и спустя год на стол Петру Румянцеву положили генплан. Правда, этот проект так и не был закончен, но масштаб планирования впечатлял.
Архитекторы рассчитали, что новый город будет прямоугольной формы. Внутри – 52 жилых квартала. По периметру всего поселения – большой земляной вал для защиты от внезапного нападения. На месте современного мясокомбината должны были расположиться хлебные и мясные ряды, а на выезде из города в южном направлении – гауптвахта и огромные склады с магазином. В центре города запланировали три площади, оформленные в разных архитектурных стилях, госучреждения, больницу и несколько увеселительных заведений.
В 1786 строительство закончилось, в город переехала администрация. Конечно, некоторые идеи так и не были воплощены в жизнь. Впрочем, за 250 лет планировка исторической части района не претерпела серьезных изменений. Вы сами можете увидеть, что получилось, а что нет.
Интересный факт: после завершения строительства гомельчане не очень-то и хотели переселяться в Новобелицу. Тогда руководство нового уездного центра пошло на хитрый шаг – выкупило в городскую собственность близлежащую деревню Севруки «со 125 душами мужского пола» у помещиков Хельчевских и госпожи Устиновичевой. Сумма сделки – 28 тысяч рублей. Крестьянам «предложили» переехать в город и записаться в мещанство, что они и сделали.
Зачем в конюшнях Паскевича хотели открыть парк аттракционов, ботанический сад и теннисные корты?
В начале октября 1837 года император Николай I подписал «Всемилостивейший указ о пожаловании еще одного местечка под Гомелем» графу Паскевичу для строительства конюшен.
Владелец Гомеля взялся за дело с большим энтузиазмом. За несколько лет от города до каскада озер в Прудке проложили удобную дорогу, на обочинах высадили липы. Сами конюшни возвели из кирпича, а территории вокруг заполнили цветы и деревья. Неподалеку от основной группы зданий располагались облагороженный пруд и ручей, небольшая мельница и церквушка.
После Октябрьской революции конюшни отдали в распоряжение кавалерийским войсками Буденного, а в 1956-м тут открылась конноспортивная секция. В конце 70-х комплекс пришел в запустение, а в 80-х про него вспомнили опять. Неподалеку началось строительство северо-восточного промышленного узла, в озера конноспортивной школы планировали спускать ливневую канализацию всего района. К счастью, проект не прошел согласования с экологами, и о конноспортивной школе забыли опять, до начала 90-х годов.
В марте 1994 года горисполком принял неожиданное решение – создать «Спортивно-оздоровительный комплекс «Прудок». Для этого историческое здание и площадь в 51,62 гектара закрепили за конноспортивной школой. В документах указано, что «территория имеет важное градостроительное и историческое значение». А раз такое дело, то строить решили с размахом.
Над проектом работал архитектор Валерий Герус. Он создал уникальную композицию, которая связывала исторические здания и естественный ландшафт. Но и это еще не все.
Планировалось, что рядом появятся:
- новые конноспортивные сооружения для нужд школы и посетителей;
- площадки для проведения городских праздников;
- теннисные корты;
- бассейн;
- ботанический сад;
- детские аттракционы;
- церковь;
- комплекс многоэтажных зданий на Крупской под гостиницу для спортсменов.
Деньги на масштабный проект, который мог стать прекрасной зоной отдыха, так и не нашли. Бассейн и теннисные корты построили в Волотове, а остальные сооружения остались лишь в виде эскизного проекта-макета.
Сейчас на территории конюшен Паскевича расположен «Гомельский областной центр олимпийского резерва по прикладным видам спорта».
На Советской планировали установить шесть подземных переходов и еще три – на площади Ленина
Впервые о строительстве подземных переходов в центральной части Гомеля заговорили более 50 лет назад. В прессе появлялись публикации о проектировании подземной развязки недалеко от железнодорожного вокзала, перехода под перекрестком Советская – проспект Ленина, Советская – Коммунаров и Советская – Комсомольская. Поговаривали, что в некоторых подземных сооружениях могут открыть магазины и кинотеатры.
В начале 2000-х представители подрядных организаций рассказывали, что на такие масштабные проекты в бюджете не нашлось денег, и о переходах забыли до 2010-х годов.
Следующая группа несостоявшихся подземных переходов – на площади Ленина (через Пролетарскую, проспект Ленина и напротив Киевского спуска). В 2016 году заместитель директора УКП «УКС Гомельского горисполкома» Александр Шишкевич говорил, что их могут построить, но пока «не закончена процедура тендерных торгов по проведению предпроектных работ». Также чиновник рассказывал, что при строительстве будут привлекать археологов и историков и даже пообещал сохранить культурный слой.
Кстати, есть городская легенда, которая гласит, что под площадью Ленина проходит подземный ход из дворца, по которому градоправитель ездил на карете. По информации одних рассказчиков, мощеный тоннель шел к вокзалу, другие утверждали, что в Новобелицу. Впрочем, ни историки, ни археологи так и не смогли найти тому подтверждение.
Последний несостоявшийся переход собирались делать на проспекте Речицком, напротив торгового центра «Мандарин плаза». В 2017 году главный архитектор Гомеля Юрий Литвинов рассказывал «Гомельской правде», что: «его строительство было одним из условий возведения торгового центра», а работы начнутся «после открытия многоуровневого паркинга, который расположен за “Мандарин Плазой”. Коробка возведена, осталось проложить коммуникации, электропроводку и выполнить отделочные работы».
Как сейчас обстоят дела с запланированными, но не сделанными переходами – непонятно. Возможно, проекты просто поставили на паузу.
В истории Гомеля часто случались необычные события, которые запускали череду знаковых перемен. Например, полная перепланировка исторического центра после разрушительного пожара или строительство огромного микрорайона после запуска Либаво-Роменской железной дороги. Но некоторые проекты, как мы видим, так и не были реализованы. Об этих и многих других городских историях обязательно расскажем в следующих материалах. А пока оставляете реакции и делитесь своим мнением в наших соцсетях.