Глупо вступать в соревнование с биологическим отцом: рассказ отчима о приемных детях, трудностях в общении и жизненном опыте
Сегодня в Беларуси отмечают День отца. В этот день принято поздравлять биологических пап, но есть и другие отцы – отчимы, которые могут появиться в жизни детей немного позже. «Сильные Новости» поговорили с одним из таких мужчин и узнали, как строятся отношения с чужими детьми, с какими трудностями приходится сталкиваться и почему не обойтись без компромиссов.
Герой нашего материала – многодетный отец Никита. В 2010 году он влюбился в Татьяну, маму троих детей. Отношения развивались стремительно, и спустя полгода молодые люди поженились. Через два года после свадьбы на свет появилась Настя, а еще через год – Марк.
– Никита, как родственники и друзья восприняли, что ты неожиданно стал отцом уже взрослых детей?
– Начнем с того, что я всегда хотел большую семью, но к 35 годам мои планы так и не осуществились. Время от времени находился в отношениях, но дальше нескольких месяцев дело не шло. С Таней познакомился на сайте знакомств, пока находился на заработках. Когда приехал в Гомель, и мы встретились, сразу как-то закрутилось. Опомниться не успел, как стою в ЗАГСе и надеваю кольцо. Скажу честно, о детях я думал, но поверхностно. Какая разница, чьи они? Если мы теперь семья – значит, общие. А вот родственники и друзья сразу начали меня отговаривать от официального брака: «Зачем тебе тянуть чужих детей? Ты еще молодой, свои будут». Примерно такое утверждение я слышал от всех без исключения близких.
– Помнишь момент, когда осознал, что ты теперь многодетный отец?
– Конкретного момента не было, все пришло постепенно. В моей холостяцкой жизни появился семейный бюджет, отдельными строчками в котором стояли детские вещи, повышенные расходы на здоровье и подарки на Новый год с днями рождения. Еще появилось понимание того, что дети требуют внимания и времени. Вроде, только вчера мог распоряжаться своими графиком, а сегодня надо сверяться с врачами в поликлиниках, собраниям в детском саду и спортивными состязаниями у младших.
– Конфликты в воспитании случаются?
– Скажу сразу, что отцовство на неродных детей я не оформлял. У них есть биологические отцы, с которыми, хоть и редко, но они поддерживают связь. В такой ситуации конфликты возникали скорее с жизненной философией «прошлых» отцов. Например, после похода в парк со своим папой старший выдал, что больше не будет ходить к репетитору. Мотивировал тем, что папа не напрягался в учебе и вон какой классный вырос. Вопрос решили достаточно быстро. Немного подкорректировали график и отказались от занятий по выходным. Глупо вступать в соревнование с биологическим отцом, а то много чего можно наговорить и как потом открутить назад – непонятно.
– Бывало ли так, что ребенок напрямую сказал: «Ты мне не папа»?
– Да, такое случалось несколько раз. Конечно, сначала я переживал по этому поводу, но потом понял две вещи. Во-первых, я действительно не их папа. Во-вторых, все подобные утверждения – чистой воды манипуляция, хоть дети этого не осознают и действуют скорее по наитию.
– Слова «отчим» и «мачеха» у многих людей вызывают негативные ассоциации. Как тебя называют приемные дети?
– Над этой темой мы с женой размышляли много времени. Она хотела, чтобы меня называли папой. Я понимал, что не отец им. У них есть настоящие отцы, хорошие они, плохие, дело десятое. Не против, если в будущем они назовут меня папа, но для этого надо выстроить отношения, за год-два такое не делается, заработать авторитет. Сейчас я для них Никита.
– Личный опыт повлиял на то, какой ты родитель?
– Безусловно. Я рос без отца, он погиб, когда мне было два года. Несчастный случай на производстве. После этого моя мать не искала новых отношений. Мы ни разу не ездили на отдых, денег вечно не хватало. В доме всегда было наготовлено и убрано, а вот на одежду уже финансов не оставалось. В 16 лет я пошел работать на завод, в 20 уже ездил на заработки в Москву, помогал чем мог. Знаешь, вот только сейчас задумался, дети-то меня тоже не видят, вроде и есть, а по факту большую часть времени я на заработках, за тысячи километров от дома. Они выходит тоже без отца растут.
– Делишь детей на своих и чужих?
– Нет. Скажу больше, я даже боялся, что буду как-то неосознанно это делать. Сто раз у жены переспрашивал, действительно ли все ровно. Подарки на праздники всегда обсуждаем вместе, стараюсь, чтобы не было ощущения, что кто-то важнее. Хотя, признаюсь, с младшими проще – они с самого рождения со мной. А старшие – со своим характером, привычками, ожиданиями, иногда завышенными.
– Если бы жены вдруг не стало – не условная больница на два-три месяца, а насовсем. Как развивались бы твои отношения с детьми?– Не думал про это, но считаю, что, с первого взгляда, ничего существенно бы не поменялось. С технической точки зрения не представляю, как все успевал бы, но есть родители, готовые помочь – мама и папа уже пенсионеры, есть продленки в садиках. А если вопрос к тому, что отдал бы неродных детей на воспитание куда-то, то, конечно, нет. Их папам они не нужны: встречаются раз в год в лучшем случае. Да и привык я уже к ним.
– В чем рецепт крепкой и любящей семьи?
– Чтобы «внутренний компас» у всех членов семьи показывал в одном направлении. Для этого надо больше времени проводить вместе, разговаривать, вникать, «входить в положение», по-другому никак.
– Этот материал мы готовим к Дню отца. Что бы ты хотел пожелать родителям – своим или вообще всем нашим читателям-родителям?
– Пусть у каждого отца найдется общее дело с детьми. Не важно какое, можно вместе чинить велосипед, смотреть мультики или ловить рыбу. Такие моменты 100% запомнятся и сблизят.