«Боялся, что не выдержу смотреть на мучения жены». Спросили у мужчин и женщин об их опыте партнерских родов
Первый крик новорожденного, уставшая, но счастливая мама, довольные акушерки – и… лежащий в обмороке на полу отец малыша. Такую комедийную картину партнерских родов рисуют в кино, и в народе.
«Сильные Новости» спросили у гомельчан об их опыте партнерских родов. Спойлер: обмороков ни у кого из них не было.
Владислав: «Видел, как мою жену трясет, какой страх в ее глазах – она сама не знала, как все пройдет»

– Партнерские роды было инициативой жены – идея мне показалась хорошей, согласился. Оставалось только сдать анализы, сделать флюорографию и взять справку о состоянии здоровья.
У нас в итоге было кесарево. Готовился к обычным родам, боялся, что не выдержу смотреть на мучения жены. В роддом ехал с волнением: мы с супругой знали, что ей простимулируют роды, и накануне ночью не мог уснуть.

Все произошло достаточно быстро. Сначала было весело и забавно: к нам постоянно заходил кто-то из персонала – спрашивали, как схватки, нужно ли что-либо. Мы шутили и смеялись.
Позже пришла врач и забрала на осмотр жену, где и решили экстренно делать кесарево: малышка большая. И вот тут я не знал, чего ждать, поэтому волнение усилилось. Но все закончилось благополучно. Отношение персонала к нам было замечательное.

Изменил ли меня опыт партнерских родов? Определенно. Когда был рядом с женой во время ее схваток, понял, что родить ребенка не так уж просто. Я видел, что уже тогда ей было больно, а ведь это было только начало… Я рад, что мог быть рядом с ней во время операции. Видел, как мою жену трясет, какой страх в ее глазах – она сама не знала, как все пройдет. Держа ее за руку, я понимал, что ей важно и она спокойна рядом со мной.
Совершенно не жалею, что пошел: я перерезал пуповину и был рядом со своей дочкой с первых минут ее жизни. Я видел, какой она родилась, как ее измеряют, моют, пеленают, а самое главное – мне дали ее на руки, и я сидел с ней один на один. Любовался, разговаривал и был очень счастлив.

Я очень ждал дочку и безумно рад ее появлению. Точно советую мужчинам идти на роды вместе с мамами своих детей. Пережить все одной не просто, а когда рядом есть любимый человек, уже спокойнее – ваша поддержка в этот момент очень нужна. Даже если вы боитесь, вас никто не заставляет идти в родзал: вы можете быть рядом во время схваток, поддерживать и пережить это все вместе.
Ксюша: «Муж у працэсе моцна нудзіўся і засынаў – яму было няма чаго рабіць»

– Прапанова партнерскіх родаў была мая, ён пагадзіўся. Мы запісаліся на адмысловыя курсы па падрыхтоўцы да родаў «Ліра» – аўтарскія, мінскага гінеколага Марыі Такуновай.
Я прыехала ў раддом сама – не таму, што «пачалося», а таму, што ўжо падышоў тэрмін, а родаў так і не было. Перажывала, што прыйдзецца ляжаць у палаце на семь пузатых жанчын (вельмі не хацелася), што лекары будуць ціснуць на «пракалоць пухір, каб выклікаць роды» і таму падобнае.
Але у паталогіі я была нядоўга – дачка вырашыла нарадзіцца ноччу. Спачатку адышлі воды а 00:00, я патэліла мужу, каб выязджаў на партнёрскія роды. Страшна не было, але хвалявалася крыху, вядома. Хаця пасля курсаў я была вельмі падрыхтаваная і дэталёва ведала, што будзе адбывацца і як адчувацца.
Не магу сказаць, што нешта моцна шакавала на родах. Памятаю, што некаторыя рэчы падаліся дужа нязручнымі. Напрыклад, клізму рабілі ў кабінеце, які месціцца вельмі далёка ад прыбіральні. Да яе прыйшлося бегчы… ну і навошта так ускладняць увесь працэс? Ідуць схваткі, цякуць воды, а ты скачаш з ручніком паміж ног па калідоры да прыбіральні, намагаючыся не абас..цца ў прамым сэнсе пасярод калідора. Так сабе ўспаміны ад «чароўнага моманту нараджэння новага жыцця»…

Як адышлі воды, мяне пасадзілі на КТГ – замяраць схваткі. Выдалі ручнік, бо воды ўсё цяклі, але яго было відавочна мала – ён хутка намок, і я сядзела, назіраючы, як пада мной расце лужына. Увесь гэты час я была адна, ніхто мяне не суправаджаў. Было няёмка і сорамна, хоць я і разумела, што я нічога не магу зрабіць – натуральны працэс…
Пасля такой экстрэмальнай падрыхтоўкі я хутка паскідала рэчы ў торбу і пацягнулася ў родзал. Цягнула сама (а там ну вельмі шмат рэчаў), ніхто мне не дапамагаў. Муж чакаў ужо на месцы ў асобным пакоі.
На шчасце, ніякіх жорсткіх метадаў дапамогі ў родах да мяне медыкі не прымянялі. Муж, хоць і хадзіў са мной на курсы па падрыхтоўцы, у працэсе моцна нудзіўся і засынаў – яму было няма чаго рабіць. Я пражывала схваткі, усё ішло павольна і добра. Адзін раз папрасіла яго памасіраваць спіну, адзін раз – кагосьці паклікаць. Вось і ўвесь яго ўдзел.
Акушэрка ставілася да мяне прыязна – хваліла. Але ішоў час, КТГ паказваў, што дзіцю становіцца горш, а яно не працісківаецца далей. Прыйшла доктарка, моўчкі праверыла, як ідзе працэс, і моўчкі сышла. Аказалася – прыняла рашэнне рабіць кесарава, а мне нічога не палічыла вартым сказаць. Пасля папрасіла выйсці і пайсці на крэсла, каб яшчэ раз мяне праверыць. Там ужо ў паўголаса сказала камусьці рыхтаваць аперацыйную. Можа, не хацела мяне пужаць, але гэта дзіўна – не трымаць мяне ў курсе… Далі падпісаць дакументы, што я пагаджаюся. Толькі тады патлумачылі, што адбываецца.
Кесарава прайшло добра. Анэстэзіёлаг трапілася вясёлая, файна мне адцягвала ўвагу. Муж чакаў у суседнім пакоі. Мне дзіцё на грудзі не паклалі, далі толькі паглядзець і дакрануцца да ножкі. А вось у мужа ўжо была фатасэсія з «кульком», ён жа і назіраў усе замеры, закутванне. Нават крыўдна было! (смяецца).
У рэабілітацыі працавалі клапатлівыя жанчынкі, дапамаглі хутка ачухацца. Ну і ўжо потым файна дапамагалі ў пасляродавым аддзяленні з усімі пытаннямі, слязьмі ад гармонаў і парадамі.

Адназначна лічу, што партнёрскія роды – гэта добрая практыка. Адчуваеш сябе больш упэўнена, калі побач ёсць блізкі чалавек. Галоўнае, каб яму самому гэтага хацелася. Але самае важнае – гэта асабістая падрыхтоўка да родаў, калі ведаеш, як павінен ісці працэс і чаго чакаць. Менавіта гэта мне дало спакой. Нават калі вызначылася, што «трэба рэзаць».
Шмат хто з жанчын лічыць, што кесарава – гэта значыць, «не справілася», і потым адчуваюць сябе вінаватымі. А некаторыя лічаць, што лепш адразу пад нож, навошта мяне было мучыць. Я так не лічу, бо схваткі я пражыла на 10 з 10. Гэта важна для нараджэння, для самога дзіцяці, на гарманальным узроўні. Але дзіцё аказалася завялікім для вузкага таза. Таму можна сказаць, нас уратавалі – на тым і дзякуй лекарам.
Партнёрскія роды – гэта пра падтрымку і любоў, пра павагу да жанчыны. Калі мужчына лічыць, што яму там не месца, магчыма, яму не месца ўвогуле побач з гэтай жанчынай. Нічога страшнага там не адбываецца, але падтрымка ва ўразлівы момант заўсёды патрэбная. Раю мужчынам ісці на партнёрскія роды, калі гэтага хоча і сама жанчына.
Елена: «Когда вы рожаете, все контролируют врачи – они не допустят, чтобы партнер увидел что-то не то»

– Изначально идея моя: это первые роды – было страшно, я нуждалась в поддержке. Муж, кажется, был не против. Подготовка оказалась простой: на определенном сроке записались на прием к начмеду и приехали вместе с партнером и документами. Там уже задавали вопросы – наверное выясняли, готовы мы ли психологически к этому опыту, изучали истории болезней. На сами роды мужу нужно было предоставить справку о том, что он здоров, ну и купить специальную одежду: накидку и шапочку.
Ждала родов я уже в больнице, меня заранее госпитализировали. Рожала в воскресенье: никто особенно не обращал на меня внимания, не было никакой суеты и спешки. Схватки начались в три часа ночи, а в родовое отделение меня перевели только в 16 часов – тогда же и позвонила мужу.
Было волнительно, но не было суеты: все шло как-то размеренно и спокойно. Я даже умудрилась сходить на обед и поесть борщ в перерывах между схватками. Еще в роддоме, где я рожала, отказались от клизмы и бритья: психологически это очень здорово, когда тебя не дергают на такие «карательные» манипуляции.

Первое, что меня шокировало, – боль при схватках не слишком отличается от той, что при менструации. Я ожидала чего-то большего. В самих родах выделили отдельную палату с удобной кроватью, и я помню, что над головой висели часы. Когда начинались схватки, все что я могла, – это смотреть на них. Муж, конечно, выручал: мог подать бутылку с водой, поддержать морально. Мне не разрешали вставать с кушетки, и не знаю, как бы я сама справилась в этой ситуации.
Когда перевели в родзал, муж остался в помещении перед этим залом, но там ему и нечего было делать. Когда ребенок родился, его обмыли запеленали и сразу отдали мужу.
Если верить рассказам других женщин, медперсонал меньше применяет «акушерскую агрессию», когда рядом с роженицей ее партнер. У меня были только одни роды, поэтому по своему опыту ответить не могу. Скорее всего, к сожалению, все так и есть. Но связано это с присутствием или отсутствием партнера на родах, либо же это человеческий фактор, я не знаю. У медиков на работе тоже ведь бывает плохое настроение.

Лично со мной в родильном отделении все было хорошо, все были вежливые. За счет того, что я рожала в выходной день, не было текучки, плановых кесаревых. Я рожала одна – все внимание уделяли мне. На родах присутствовало много врачей из разных отделений, и самое удивительное, что даже неонатолог стояла ждала, когда я рожу. Было ощущение, что все под контролем, и поэтому лишнего волнения я не испытывала. Все прошло достаточно быстро, в самом родзале я справилась примерно за полчаса.
Мне кажется, совместный опыт родов полезен. Мужчина видит, насколько это тяжелый труд – рожать детей, в плане ответственности его отношение меняется. Муж принимает такое же участие в воспитании ребенка, как и я, мы по очереди вставали ночью, чтобы кормить ребенка и менять подгузники. Никогда не возникало трудностей. Родительство – это совместный труд, а партнерские роды сближают пару, мне кажется.
Но идти или не идти – должен быть осознанный выбор. В любом случае нужно понимать, что когда вы рожаете, все контролируют врачи, и конечно, они не допустят, чтобы партнер увидел что-то не то, либо как-то мешал.
Где в Гомеле записаться на партнерские роды и сколько это стоит?
Такую услугу оказывают в акушерско-гинекологическом отделении Гомельской областной клинической больницы. Адрес – улица Братьев Лизюковых, 5.
Гражданам Беларуси индивидуальное ведение родов (партнерские роды) здесь обойдется в 615 рублей.
Правила подготовки и участия в партнерских родах можно посмотреть на сайте больницы в разделе Отделения/Акушерско-гинекологические отделения/Партнерские роды.