«Вдохновлять мне себя не надо». Мозырянка содержит частную конюшню и заботится о лошадях, собаках, кошках и ручной свинке
«Сильные Новости» будто побывали на сеансе зоотерапии – и возвращаются к вам с интервью для хорошего настроения! Кстати, свинка не морская, а самая настоящая 200-килограммовая хрюшка. О ней, а главное, о лошадях и о том, как прийти к своей мечте и не сломаться – в нашем материале.
Первого коня купила в 37 лет, а спустя полтора месяца сломала ногу – сбросил
В 2011 году Анастасия Полинко открыла «Лошадиный рай». Можно подумать, что конюшня – где-то в сельской местности, на фоне пасторальных пейзажей и широких просторов, чтобы было где разгуляться коням. Удивительно, но мозырянка, ее семья и целая «банда» питомцев живут в оживленном микрорайоне. Конечно, это частный дом – но до ближайшего лесопарка, за которым поля, рукой подать, так что для разгула места хватает.

Хозяйка встречает нас у ворот (самим заходить нельзя, на территории много животных) и сразу приглашает в дом. «Будут лаять собаки – не пугайтесь, они вас не тронут». Один из песиков притаился в… шкафу у входа, но он только поднимает голову, смотрит и снова погружается в дрему. Другие хвостатые встречают лаем, обступают и с любопытством обнюхивают. Кто-то не скромничает и сразу подсовывает голову под ладонь – «гладь меня».
Собаки большие – впору испугаться с непривычки, но Анастасия уверенно приглашает за стол для интервью и чаепития.
– Сколько их у вас?
– Десять… еще пять кошек. Большинство сюда попало, скажем так, не по моей инициативе. Вот, например, Беляш – неделю назад. Беляш!..
Анастасия зовет крупную собаку, спящую рядом с нами на кухне – та даже ухом не ведет. Кстати, Беляш – это она, то есть, девочка.

– Ей чуть больше года. До этого жила на улице, очень любит детей, постоянно играла с ними на детских площадках. Дети и дали кличку: как мне объяснили, у нее очень смешные уши, похожие на беляши. У меня еще одну собаку зовут Булка, а другую – Багет. Так что теперь целый хлебобулочный набор, – смеется хозяйка.
Беляш, по ее словам, не трогала прохожих, только бегала за машинами. Чтобы собаку не отловили, забрала себе и бросила клич о поиске новых хозяев. Увы, пока он успехом не увенчался.
Но вернемся к лошадям. Их сейчас в «Лошадином раю» восемь, включая самого первого – Локона. Мозырянка купила его, когда ей исполнилось 37 лет.
– Ему уже 23 года, но он хорошо себя чувствует, бодрячком, радует меня. Еще работает верхом, под детьми, несет верховые нагрузки. Локон такой темпераментный конечек. Нет, на пенсию ему еще рано: лошадь, которая перестает работать раньше времени, начинает чахнуть. Заметно, что она сама хочет, чтобы ее взяли в работу, постоянно трется возле человека, который седлает другую лошадь, пытается привлечь к себе внимание. Хочет быть в тренировочном процессе – это особенно касается спортивных лошадей.
Что интересно, Анастасия до недавнего времени не была конной спортсменкой – свой первый разряд по выездке получила в 50 лет, занимаясь с гомельским тренером Ириной Самойленко.

– Да, так вышло, что только в 50 лет… Но дело в том, что в моем детстве в Мозыре не было ни одного конного клуба, конно-спортивной школы, чтобы осуществить свою мечту. Я ее исполнила благодаря моим лошадям.
Лошадьми Анастасия грезила с трех лет – говорит, даже сама не помнит, рассказали родители. Повзрослев, сохранила страсть: она ушла на второй план, но никуда не делась.
– Мы продали мамину квартиру и приобрели этот дом, но даже тогда у меня не возникало мысли, что мы его покупаем с целью сделать тут конюшню. Мысли об этом пришли только через несколько лет. С чем они были связаны? Скорее всего, с трудностями, которые ощущались на тот момент в работе, в бизнесе. Я поняла, что выгораю, и что пришло время что-то менять. Так вернулась к мечте о своей лошади. Хотя не было ни конюшни, ни какой-то финансовой подушки, была просто цель – довольно расплывчатая. Я просто понимала, что мне нужна лошадь.
«Первенца», Локона, мозырянка купила по объявлению, которое дала на конном портале: он приглянулся сразу, другие варианты отмела.

– Как оказалось, у него очень непростой характер: я искала спокойную лошадь хобби-класса, но спустя полтора месяца после покупки Локона я ломаю ногу. Он меня сбросил… Причем ну так, жестко сбросил. Выяснилось, что причиной его продажи были как раз отрицательные черты характера, он и другого всадника сбрасывал. На тот момент я еще не имела опыта тесного общения с лошадью как со своей, – вспоминает наша героиня. – Во мне поселился сильный страх, но было и понимание, что я не смогу его продать, что это именно та лошадь, которая должна у меня остаться. И это чувство страха, неуверенности заставило меня глубже изучать поведение лошадей, их психологию. В течение полугода я активно мониторила информацию, консультировалась и по интернету, и в живом общении с людьми, у которых больший стаж коневладения. Спустя несколько лет Локон превратился в прекрасную учебную лошадь.
– А как в итоге удалось его приручить?
– Это очень длинный разговор… Прежде всего, он о том, как завоевать доверие. А доверие – это понимание, что благодаря тебе кто-то будет находиться в безопасности, под защитой. Человек должен стать для лошади лидером – но лидером справедливым, не жестоким. Процесс становления лидером очень длительный, он задействует не только тренинг лошади, но и элементарные бытовые манипуляции – уход, кормление, чистку. В процессе вашего общения с любым животным, не только с лошадьми, вы выстраиваете определенную линию поведения, приемлемую для вас обоих. Делаете так, как хотите вы, и при этом так, как будет комфортно животному, и чтобы оно понимало, что вы от него требуете. Никто не должен быть ущемлен.

Конная процессия – прямо по улице
Спустя год после появления Локона Анастасия зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель и открыла частную конюшню. Вспоминает, было страшно прогадать: недалеко от Мозыря, за рекой, есть кормопредприятие, где когда-то содержали породистых лошадей. Руководство пробовало наладить услуги по досугу, конным прогулкам – проработали несколько лет, затем свернулись. Часть лошадей ушла на мясо, остальных распродали.

– Почему-то оказалось невостребованно. Может быть, не хватало рекламы? Не сказать, что конный прокат был далеко от города, добираться несложно, но все же дело у них не пошло. У нас в этом плане еще проще: находимся прямо в городе. Есть услуги конных прогулок, еще лошади участвуют в фотосессиях. Дальше уже пришли целенаправленные занятия по верховой езде с желающими – приезжал тренер из Минска.
На прогулку Анастасия с учениками и клиентами из дома выезжает прямо верхом. Как реагируют горожане на конную процессию прямо по улицам?

– В основном положительно: притормаживают автомобили, кто-то делает фото, кто-то просто здоровается. Может, всего пару раз встречались с негативом, мол, фу, что это вы тут делаете. И кстати, мы в Мозыре уже 16 лет, но многие до сих пор не знают о нашем существовании, и когда замечают на улице, очень удивляются.
Всадники, как правило, отправляются в лесопарк – он в этом же микрорайоне. Если надо проскакать на лошадях, маршрут другой – отправляются в поля.

Раньше в конюшне была и иппотерапия для «особенных» детей. К слову, по образованию наша собеседница – педагог-психолог.
– Никогда не думала, что специальность мне все-таки пригодится, – улыбается Анастасия. – Потому что работать приходится с людьми, а по большей части это дети, и тут образование психолога очень кстати.

– А почему прекратили иппотерапию?
– Скажу честно: из-за родителей. К нам приходили и педиатр, и инструктор, и девушка с художественным образованием, которая помогала проводить занятия. Родители сами замечали у детей положительную динамику, и мы согласовывали график посещения. А потом вдруг начиналось: «У нас на это время массажист, а на это логопед». Послушайте, иппотерапия – это тоже метод реабилитации, а я такой же «логопед и массажист». Я не хочу, чтобы именно мои занятия двигали по времени в угоду другим. Хочу, чтобы уважали мой труд и мое время – тем более, что в занятиях была задействована не я одна – еще четыре человека помогали.

«Робот-пылесос умрет у меня»
Сейчас Анастасия занимается конюшней в одиночку, без конюха. Сложно? Без комментариев… Это еще о финансовой стороне вопроса просит и не спрашивать.
– Это хорошо, когда лошади зарабатывают сами на себя, – говорит женщина, имея в виду конные прогулки. – Расходы на содержание – это, в основном, сено, концентраты, опилки для подстилок, пиломатериал, которым обустраивают левады. Ну и загоны, заграждения – все это постоянно требует текущего ремонта. Плюс коммунальные услуги.

Но хуже всего, когда кто-то из питомцев заболевает. Это не только расходы на лечение, но и постоянные тревоги хозяйки. Осенью умерла одна из любимиц «Лошадиного рая» – пони Манюня. Она попала в конюшню больной и истощенной, с ламинитом – заболеванием копыт, когда они разрастаются и лошадь не может ходить. Удалось поставить малышку на ноги, но проблемы со здоровьем так и остались.
– Сейчас у меня заболел конь – думала, просто осенне-зимние недомогания, но оказалось, серьезная проблема с печенью. И я второй раз в жизни обратилась к людям за помощью, собирали деньги на лечение. В первый был, когда к нам привезли собаку, Багета, после серьезной травмы: скорее всего, сбила машина, пришлось ампутировать лапу. Я всегда стою на той позиции, что коль ты завел животное, ты должен за него отвечать и должен иметь возможность его содержать.
Так было на момент нашего разговора. Уже после интервью Анастасия сообщила, что конь, увы, не выкарабкался.

– У вас при этом столько животных… Не думали от некоторых отказаться?
– А как отказаться? А куда их? Ну вот у меня часто спрашивают, почему собаки живут именно в доме, а не на территории в будках или вольерах. Да, все десять собак – дома. Я отвечаю: потому что в основном они все ко мне попадают из-за болезней, и лечу я их дома. Как им потом «объяснить», мол, ты выздоровел, теперь иди во двор и там живи? А дома безопасно, комфортно. С кошками собаки уживаются.
За всей этой оравой нужно убирать – Анастасия занимается этим дважды в день. Сейчас, когда снег и мороз, животные несут в дом меньше грязи, уже полегче.

– У меня есть робот-пылесос, но я не пользуюсь, он не вытянет эту нагрузку. Он умрет у меня, – смеется хозяйка.
Анастасия признается, что один из сильнейших страхов – заболеть самой. Из-за переживаний за животных подскакивает давление, уже сталкивалась с паническими атаками. Ухаживать за всеми помогают волонтеры, но в свободное время.
И все же мозырянка счастлива.

– Я в позитиве живу. Вдохновлять мне себя не надо, потому что каждое утро, выходя во двор и видя лошадей, я понимаю: это то, чего я хотела всю жизнь. И именно такой жизни, наверное, хочет каждый второй человек, но не может. Ведь по пальцам можно пересчитать людей, которые исполнили свою мечту. Понятно, что у всех мечты разные: у кого-то дом, у кого-то автомобиль, у кого-то золотое кольцо… Я очень ценю то, что имею. Меня ведь никто не заставлял брать на себя ответственность, всю эту тяжелую работу – это только мое желание.

Крылья и духовные, и физические
Выходим во двор – поприветствовать обитателей конюшни и раздать угощения. В мороз «утеплились» и кони: неторопливо ходят по загону, укрытые попонками. Между ними носится собака, лает и строит из себя командира, но лошади и ухом не ведут.
Несколько грациозных созданий берут морковку из рук хозяйки. А позади ждет своей очереди свинка Пеппа. Кстати, пару слов о ней.

Как и многие животных, поросенка к Анастасии пристроили. Взять хрюшку предложила знакомая ветеринар, хозяйка матери Пеппы. Свинья-первородка убила почти всех своих новорожденных, ветеринар спасла только двух поросят-девочек.
Пеппу изначально звали Звезда – из-за смешной виляющей походки, как у Мерилин Монро. Но это не врожденная особенность, а последствия травмы позвоночника, которая досталась поросенку от матери. Новая владелица решила перечеркнуть печальное прошлое свинки и дала другое имя.

Сейчас Пеппа весит 200 килограммов и очень любит поесть. Хрюшка вполне социальная и привыкла к людям, хотя на поглаживания отреагировала равнодушно – видимо, больше думала об угощении. На ощупь у нее оказались очень колючие шерстинки, прямо как иголки у елки.
Прощаясь, просим у Анастасии пару советов для тех, кто хочет попробовать сесть на лошадь, но боится.

– Сесть на лошадь! Другого совета нет. Чувство страха – это нормально: лошадь животное крупное, и общаясь с нею, нужно знать технику безопасности. Да и в целом с любым животным нужны меры предосторожности: животные руководствуются инстинктами, и даже хорошо воспитанная собака или хорошо выезжанная лошадь может пойти у него на поводу, когда этого не ожидаешь. Так что техника безопасности плюс желание – и все получится!
– По восточному календарю символ 2026 года – Лошадь. А лично для вас лошади – символ чего?
– Это крылья… Первое слово, которое приходит в голову. Крылья и духовные, и физические.

Фото «Сильных Новостей» и из личного архива героини материала