«В общем, в Гомеле для людей играют культурные ребята!» Кто наполняет музыкой улицы, парки и подземные переходы нашего города? Уличные музыканты, кто они?
Уличные музыканты – неотъемлемое явление практически любого города, где есть подземные переходы, зоны отдыха и другие места, в которых гуляют или куда-то спешат люди. Для Гомеля они – тоже не исключение.
Кто-то относится к такому явлению благосклонно, кто-то – безразлично, а кого-то из прохожих музыка и вовсе может раздражать. А что радует и раздражает самих уличных менестрелей?
«Сильные Новости» пообщались с некоторыми из музыкантов, и вот что они нам рассказали.
Марина
На улице я самостоятельно играю не так давно. Только несколько недель назад купила себе колонку. На днях уже играла в парке. Со мной были друзья, которые тоже умеют петь и играть. Так мы и играли часа три, наверное, по очереди.
Это с гитарой. А еще я играю на кахоне (ударный музыкальный инструмент. – прим. ред.). Недавно играли с подружкой, я подыгрывала и иногда пела. Нам тогда подарили «Сникерс» и кексики.
Кстати, приятно, когда дарят цветы. Мы играли с другом Артемом в переходе – и прохожий подарил мне букет! Очень запомнилось!
Люди на музыку реагируют по-разному. Кто-то проходит мимо, кто-то останавливается и улыбается. Я вообще люблю играть позитивные песни, от них окружающие начинают улыбаться.
Исполняю чаще всего популярные треки, как на русском, так и на английском. Но, если композиция не очень популярная, но красивая и мелодичная – тоже непременно сыграю, потому что она может людям понравиться. Свои песни, бывает, иногда исполняю.
Вчера, между прочим, был интересный случай. Играли с другом на улице, и к нам подошла уже не очень молодая, но энергичная женщина, в красном платье. Представилась Натальей. Так вот, оказалось, что она классно поет! Ей нравилось петь, нам нравилось играть, публике нравилось происходящее. Мы с ней «Цвет настроения синий» спели – просто разрыв был.
А вообще очень хорошо заходят людям Сплин, Чайф, Земфира, Кино и ДДТ. Причем, как людям в возрасте, так и тем, кто помоложе.
Сейчас я пою в группе Sanki, но мне как-то не хватает концертной деятельности и какого-то самовыражения – поэтому и стала играть на улице. К слову, в Гомеле много классных уличных музыкантов. А также есть какая-то между нами солидарность. Договариваемся кто где играет, чтобы не мешать друг другу, можем место уступить, если нужно. В общем, в Гомеле для людей играют культурные ребята.
Максим
В студенческие годы, а это – совсем недавно, я играл в переходах почти каждый день. Помню, кода только открылся подземный переход на ЗИПе – это было самое хлебное место, удобное и с очень хорошей акустикой. А вообще играли мы много где. Прибыльно играть в парке на какие-нибудь праздники. А в переходе я играл либо рано утром, примерно с 7 утра, когда люди идут на работу, либо – вечером.
Прохожие обычно хорошо реагируют на музыкантов, улыбаются. Даже если ничего не бросают (деньги – прим. ред.), а просто слушают, то все равно настроение становится лучше и у меня, и у них. Встречались, конечно, и злые, кем-то обиженные люди, которые музыкантов не любят, а к местным попрошайкам относятся нормально. Удивительно даже.
На счет репертуара могу сказать, что заходит публике что-то из молодости наших родителей. Старые русскоязычные песни, типа Чижа, Чайфа и так далее. Приходилось играть и что-то конъюнктурное. Это привлекает внимание и деньги хорошо бросают. Мне, кстати, не нравилось играть одно и то же. Все эти Арии и Короли и Шуты отовсюду звучат. Поэтому периодически исполнял для души и от души всякий зарубежный репертуар, который учил для себя.
Помимо денег, часто кидали сигареты оставляли напитки и еду. Несколько раз девушки вместо денег бросали номера своих телефонов. Даже, было дело, предлагали работу.
Сейчас ни в каких коллективах я не играю, а раньше был вокалистом в группе ANASEYMA. Играли мы музыку чуть тяжелее, чем можно услышать в переходах. Но, к сожалению, в 2021 группа прекратила свое существование.
А вообще я очень позитивно отношусь к «стриту» (игре на улице. – прим. ред.). Это позволяет набраться опыта и получить бесценные навыки, а такжереализовать себя. Для студентов же это – хороший способ подзаработать. Минусы, конечно, тоже есть. Например я не люблю «аскеров». Это когда один играет, а второй ходит с кепкой или коробкой. Очень навязчиво и похоже на вымогательство, чем на добровольное пожертвование. Есть еще и сомнительного вида взрослые парни, которые «шабашат на бутылку». Запретить такое нельзя, но имидж остальным довольно так портит. Ну и есть еще те, кто откровенно плохо играет. Если у тебя есть гитара, это не говорит о том, что ты – музыкант. Я даже не против таких мер, как в Москве: сдал экзамен на «уличного музыканта» – получил разрешение от властей играть на улице. Не сдал – подтягивай навыки.
Ну и еще на открытом воздухе, особенно на холоде, несколько часов подряд петь – сомнительная польза для голосовых связок.
Денис
Мой инструмент называется Хандпан. Сейчас несведущие называют все подобные инструменты Ханг, но это неверно. Ханг делают только швейцарцы. Мой же Хандпан от бренда RavVast. А по-научному этот инструмент вообще называется идиофон.
Играю очень давно… В общей сложности около 16 лет.
Как часто? Раньше почти каждый день, нужно было учиться играть, а умение только с практикой приходит. Сейчас уже реже. По настроению и если на это находится время.
Начинал с обычной акустической гитары и песен Цоя. Но хотелось делать что-то действительно интересное и то, в чём был бы какой-то по-настоящему творческий процесс. Поэтому стал изучать много других инструментов.
Музыка у меня достаточно спокойная и расслабляющая. Поэтому реакции бывают очень разные.
Многие очень удивляются такому звучанию, так как оно совсем не медийное. Из последних описаний, которые заставили улыбнуться, это когда сын спрашивал отца, когда они проходили мимо меня: «Что это такое?» На что папа просто ответил: «Это медитация». Я тогда откровенно заулыбался.
Считаю это не самым плохим сравнением, и мне даже льстит, чтослушая то, что делаю, люди смогли сравнить музыку с таким процессом.
А так, в целом, из тех, кто подходит и не стесняется общаться многимнравится, и описывают то, что делаю, как очень атмосферную музыку.Не спорю, приятно. Приятно, что пытаюсь это делать, что люди это слышат и им это нравится.
Репертуар полностью авторский. Есть ряд заготовок гармонических, а поверх уже выстраиваю какую-то мелодию с вставками соло. По похожему принципу делается импровизационный Jazz.
На данный момент у меня в арсенале всевозможная перкуссия (звенелки, шуршалки, маракасы из кокоса и прочее). Это всё частенько меняется. Идиофон RavVast (в народе такие инструменты привыкли называть Ханг). Еще есть безладовое гиталеле, которое переделывал сам, чтобы придать ему больше восточного звучания. Немного играю на флейтах. Чуть-чуть использую электронные синтезаторы и барабаны.
Как реагирует публика? Однозначно могу сказать, что большинству нравится то, что они знают. Известные им мотивы и мелодии. А если они ещё могут под это попеть, и эта песня в топе, и она им нравится – тогда вообще хорошо.
Однако у меня немного другая специфика. Я, если проводить аналогию, что ли, пишу стихи на воде. Поэтому такой продукт ценят не все, но даже тут находятся любители такой музыки, что позволяет мне двигаться дальше и даёт понимание, что это всё не зря и тоже кому-то нужно. За это очень им благодарен, и ценю своего зрителя.
Что необычного просили слушатели? Сыграть “Мурку” и отметить рождения сына.
Часто ещё залетают в коробку (для пожертвований – прим. ред.) разного рода рекламные буклеты. Очень много прямо: от религиозных до рекламы всяких фирм.
Раньше, было дело, играл на барабанной установке в гомельских группах «Планетарий» и «Cybernated», сейчас же больше занимаюсь сольным творчеством.
Послесловие
Уличные музыканты, конечно же, придают колорит любому городу. В Гомеле, как видите, предостаточно интересных и творческих людей. Пусть каждый из них найдет своего благодарного слушателя, а каждый из вас – насладится хорошей музыкой.
Автор: Зебрыч