Skip to main content
31.05.2023

Аты-баты не хотел идти в солдаты? Призывник из Лельчицкого района в двух судах пытался доказать, что не годен для срочной службы. У парня действительно оказался целый «букет» заболеваний, но… Подробности от «Сильных Новостей»

Дело было в осенний призыв 2022 года, а точка в этой истории была поставлена в начале мая года текущего, о чем мы узнали из опубликованного в Базе судебных решений апелляционного определения Гомельского областного суда.

Аты-баты не хотел идти в солдаты? Призывник из Лельчицкого района в двух судах пытался доказать, что не годен для срочной службы. У парня действительно оказался целый «букет» заболеваний, но… Подробности от «Сильных Новостей», изображение №1

Что важно: на момент призыва действовала инструкция Минобороны и Минздрава об определении требований к состоянию здоровья граждан, связанных с воинской обязанностью. В частности, основанием для признания негодным к военной службе в мирное время или ограниченно годным к военной службе в военное время для страдающих близорукостью был определен порог – более 6,0 диоптрий и до 8,0 диоптрий. Шесть или чуть меньше «минусов» и вперед, так сказать, труба зовет.

В нашем случае медкомиссия установила парню диагноз: оба глаза – миопия средней степени в 4,5 диоптрий с астигматизмом в 1,5 диоптрий. Решением Лельчицкой районной призывной комиссии он был призван на срочную военную службу. Молодой человек не согласился с такой постановкой вопроса, самостоятельно обратился в государственную больницу, где врач-офтальмолог установил, что его близорукость составляет 7 диоптрий. Разница по сравнению с диагнозом медкомиссии военкомата, согласитесь, существенная. Затем призывник нанял адвоката и обратился в суд Лельчицкого района с жалобой, в которой указал, что у него имеются признаки и других заболеваний, «по состоянию здоровья не может быть призван на срочную военную службу, поэтому просит решение призывной комиссии в части признания его годным к воинской службе отменить».

Райсуд в свою очередь решение призывной комиссии приостановил, а кандидата в солдаты направил на дополнительное медицинское обследование в стационарных условиях, по результатам которого был составлен акт. Что касается зрения, то и здесь диагноз не соответствовал военкоматовскому. У парня диагностировали: «сложный близорукий астигматизм правого глаза степенью 2,5 диоптрий при близорукости в меридиане наибольшей аметропии степенью 6,5 диоптрий. Сложный близорукий астигматизм правого глаза степенью 2,25 диоптрий при близорукости в меридиане наибольшей аметропии степенью 6,25 диоптрий, периферическая хориоретинальная дистрофия сетчатки левого глаза». И это еще не весь «букет». Также медики обнаружили у призывника:

  • S-образный I степени грудопоясничный сколиоз, изолированный II степени грудной и поясничный остеохондроз;
  • хронический хеликобактериальный гастрит высокой степени активности без атрофии и кишечной метаплазии;
  • гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь без эзофагита;
  • малая аномалия сердца: аномально расположенные хорды в полости левого желудочка (две);
  • единичная (одна) желудочковая экстрасистола, единичные (четыре) суправентрикулярные экстрасистолы.
Аты-баты не хотел идти в солдаты? Призывник из Лельчицкого района в двух судах пытался доказать, что не годен для срочной службы. У парня действительно оказался целый «букет» заболеваний, но… Подробности от «Сильных Новостей», изображение №2

Названия хворей звучат устрашающе, но не настолько, чтобы освободить парня от срочной. «С учетом данного акта исследования состояния здоровья государственное учреждение пришло к выводу о том, что установленный вышеуказанный клинико-функциональный диагноз не препятствует призыву на военную службу, т.е. о годности заявителя к военной службе», – отмечается в решении суда Лельчицкого района, который не нашел оснований к удовлетворению жалобы. Решение было принято 23 февраля, в День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Примечательно, что 4 февраля нынешнего года в Беларуси вступили в силу изменения в правила призыва, касающиеся здоровья, в их числе и зрение. Теперь годными к призыву, но с ограничениями считаются призывники с близорукостью не более 8,0 диоптрий. Адвокат парня обратил внимание суда на этот момент, считая, что в данном случае следует руководствоваться инструкцией в прежней редакции, которая действовала на момент принятия решения Лельчицкой призывной комиссии, то есть осенью прошлого года. Суд его доводы назвал несостоятельными и надуманными, «поскольку на день принятия решения заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, не имелось, а ухудшение степени близорукости (миопии), выявленной при дополнительном обследовании может являться прогрессированием данной болезни».

Следующей инстанцией стал Гомельский областной суд. В апелляционной жалобе молодой человек просил решение райсуда отменить. Он полагал, что на момент вынесения решения районной призывной комиссией у него имелось заболевание, которое являлось основанием для признания его негодным к военной службе в мирное время, «однако имеющимся доказательствам суд должной оценки не дал». Вторая судебная инстанция не нашла оснований для удовлетворения его жалобы. Решение райсуда вступило в силу 3 мая. Весенний призыв проходил с 26 апреля до 5 мая. Теоретически парня могли успеть, что называется, отправить в войска. Если нет, то осенью обязательно.

Что нас смутило в этой истории

Есть такое выражение: у двух юристов на один вопрос три ответа. Похоже, что и у наших врачей-офтальмологов аналогичная проблема. Трижды разные специалисты проверяли парню зрение, диагноз вроде один – близорукость, а результаты в диоптриях разные.


Читайте также:

Новое на сайте: