Домик Карлсона, пункт НКВД, метеостанция и голубятня. Зачем на некоторых зданиях Гомеля устанавливали миниатюрные башенки и как началась их история
Есть города, которые сделали башенки на крышах домов своей визитной карточкой. Например, в Санкт-Петербурге их насчитывается более 130. Самые известные питерские домики на крыше «Технобаян», «Ничего нет» и «Крыша мира» ежедневно посещают сотни туристов. Туда водят экскурсии и устраивают романтические свидания. В некоторых живут художники, бродяги и философы, другие – наглухо заколочены, а в-третьих даже открыты эксклюзивные кафешки.
В Гомеле также есть свои домики на крышах. Заметить их с земли не так уж и просто, попасть туда человеку с улицы точно не выйдет, а об экскурсиях не может быть и речи. Так для чего строили подобные сооружения, есть ли в них необходимость сейчас и где в СССР появилась первая башня на крыше? «Сильные Новости» выяснили, как их использовали в нашем городе и где они еще сохранились.
НКВД
Первые домики на крышах появились за четыре года до образования СССР, в 1918 году, за несколько месяцев до конца Первой мировой войны. Поговаривали, что их строили для созданной годом ранее структуры НКВД как пункт наблюдения за гражданами РСФСР и быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации.
Окутанные ореолом таинственности чекисты, по мнению некоторых жильцов, устанавливали там специальную аппаратуру, с высока выискивали шпионов и занимались всякой секретной деятельностью. Естественно, эта версия не выдерживала никакой критики, никаких сотрудников НКВД там не было.
Метеорологические станции
26 апреля 1834 года в Санкт-Петербурге указом Императора Николая I была создана Нормальная магнитно-метеорологическая обсерватория, которая начала собирать данные о температуре, давлении и природных явлениях. К концу XIX века сеть насчитывала 839 станций, 1020 дождемерных и 1830 снегомерных постов. Домики на крышах хорошо вписывались в эту концепцию, а в некоторых действительно устанавливали метеорологическое оборудование. Однако главное предназначение сооружений было не в этом.
Пожарные вышки
Действительно, в 30-е годы прошлого века быстрых способов оповещения о пожарах не существовало. Как правило, на самом высоком месте в городе строилась пожарная каланча, где постоянно находился сотрудник пожарной охраны. В Гомеле пожарная каланча стояла на площади Ленина и успешно выполняла свои функции до появления сети таксофонов.
Когда телефонная сеть дотянулась до всех районов города, необходимость в ней отпала. Горожане самостоятельно могли сообщить о пожаре. 22 апреля 1965 года пожарное депо с каланчей в Гомеле взорвали. А домики на крышах так никуда и не делись, ведь функция у них была совершенно другая.
Голубятня
В 1984 году на экраны вышел фильм «Любовь и голуби» режиссера Владимира Меньшова, события в котором разворачивались вокруг голубятни. Спустя несколько лет после кинопремьеры на улицах Гомеля появилось десятки голубятен. Некоторые, например, на Сельмаше и в Волотове, просуществовали до конца 2000-х годов.
Гомельский рынок животных, находившийся недалеко от Мохового переезда, превратился в птичий рынок. Казалось, сомнений не осталось – миниатюрные здания на крышах с панорамными окнами изначально были предназначены для голубей. Правда, ни одной птицы в них так никто и не увидел.
А что на самом деле?
История повеления домиков началась днем 2 марта 1918 года в Санкт-Петербурге. Жители города заметили немецкий параплан, который кружил над самым центром. Газетчики писали, что «он, как хищная птица с громадными черными крыльями, реял над городом». Системы ПВО того времени находились в зачаточном состоянии. Параплан сбили далеко не с первого раза, а когда он рухнул на набережную Фонтанки в районе Горсткина моста, то оказалось, что небольшая машина нанесла очень серьезные повреждения.
Руководство РСФСР так впечатлилось произошедшим, что решение приняли немедленно: создать особое подразделение МПВО – местные противовоздушные силы. На крышах домов стали возводить наблюдательные пункты, которые назвали пунктами ВНОС — внешнее наблюдение, оповещение и связь.
К концу 1930-х годов своя сеть ВНОС была развернута во всех областных центрах Беларуси. Но больше всего башенок ВНОС сконструировали в Гомеле, Минске и Гродно.
Как правило, дежурство длилось два часа, а за наблюдение отвечали члены дружин гражданской обороны. Сотрудники МПВО просматривали воздушное пространство в бинокли и прослушивали в специальные устройства — звукоулавливатели.
Во времена ВОВ операторы следили за сбросом зажигательных снарядов и вражескими парашютистами, через громкоговорители оповещали горожан о начале воздушной тревоги. Кроме того, отважные дозорные помогали корректировать огонь зенитных установок и уничтожали вражеских диверсантов из карабинов.
В конце 50-х годов в Гомеле башни ВНОС строить перестали. Но и теперь, как и 70 лет назад, каждый желающий может увидеть сеть пунктов противовоздушной обороны. Достаточно поднять глаза.
Проезжая по Белице, обратите внимание на здание школы № 2. Следующая башенка на угловом доме № 26 по улице Ильича. Последний пункт ВНОС в Белице разместился на территории Жирокомбината.
Есть башенки и в центре Гомеля. Прогуливаясь по проспекту Ленина, обратите внимание на 31 дом (Рыбный дом). Со стороны центральной улицы башню не видно, но достаточно зайти во двор, и башня ВНОС предстанет во всей красе. Последняя башня — крыша школы № 11 на пересечении улиц Жарковского и Карповича.
Старожилы Белицы вспоминают, что башни ВНОС по Ильича, 26, и в здании школы №2 перестали использоваться по назначению в самом начале 50 х годов. В «Рыбном доме» какое-то время жители использовали сооружение как помещение для сушки белья.
«Я жил в 30 доме по Ильича в 60-х годах, и мы часто ходили на „экскурсию“ в башенку. Ничего интересного там не было, но мы любили это место из-за красивого вида. Иногда дверь заколачивали, но в закрытом состоянии она оставалась недолго. Раз в 7-10 лет туда приходили комиссии, но после их ухода ничего не менялось», — вспоминает житель соседнего дома Николай Иванович.
Мужчина рассказывает, что в здании школы №2 живописное помещение также оказалось невостребованным. С переменным успехом школьники 70-80-х годов бегали туда курить в перерывах между занятиями, а некоторое время оно использовалось как склад.
В последние годы многие дома, на которых установлены ВНОС, реконструируют. Башенки также не обходят стороной. Возможно, в отдаленном будущем туда смогут попасть все желающие на экскурсии, как это происходит в Санкт-Петербурге. А пока, проходя мимо, просто посмотрите на эти необычные сооружения, ведь они до сих пор хранят множество тайн и загадок.