В Гомеле медики совершили чудовищную ошибку: сообщили сыну о смерти матери, выдали тело, а на отпевании выяснилось, что в гробу лежит совсем другая женщина. «Сильные Новости» узнали, как такое могло произойти
Эта жуткая история случилась три года назад, а узнали мы о ней лишь после публикации решения суда Центрального района Гомеля, рассмотревшего 19 января текущего года иск гомельчанина к учреждению здравоохранения о возмещении материального вреда и материальной компенсации морального вреда. В качестве соответчиков были привлечены отдел записи актов гражданского состояния и администрация Советского района Гомеля.
События развивались так. 25 февраля 2021 года в одну из гомельских больниц (в материалах дела речь идет о госпитале) доставили пожилую женщину. 27 февраля из госпиталя позвонили ее сыну и сообщили о смерти матери. Гомельчанин получил в отделе ЗАГС администрации Советского района свидетельство о смерти, после чего занялся организацией похорон, оплатив все услуги, в том числе и за поминальный стол в одном из кафе. Похороны должны были состояться 1 марта. Напомним, что в то время в Беларуси действовали коронавирусные ограничения. Вероятно, по этой причине родственники и близкие лицо покойной увидели лишь непосредственного перед прощанием.
«В ходе отпевания были выявлены различия во внешности, после чего при обращении в госпиталь ему стало известно, что мать жива и находится в госпитале», сообщил мужчина в исковом заявлении. Дополнительно он указал о том, что известие о смерти, которое было сообщено ему ошибочно, причинило ему нравственные страдания, «которые спустя два года вызывают у него неблагоприятные психические переживания».
Гомельчанин просил суд возместить причиненный материальный вред в размере 1877 рублей. В эту сумму вошли стоимость похоронных принадлежностей и услуг по организации похорон: место на кладбище, заказ стола в кафе, расходы по приобретению продуктов и госпошлину. Как сообщила в суде представитель истца, «приобретенные ритуальные принадлежности, продукты питания и порции для поминального стола были утилизированы по религиозным соображениям».
Свой моральный вред мужчина оценил в 20 тысяч рублей. Еще 176 рублей он просил взыскать как судебные расходы, понесенные им при рассмотрении гражданского дела судом Советского района по иску об аннулировании записи акта о смерти мамы.
Позиции ответчиков в судебном документе представлены так:
«Представитель ответчика УЗ Г. Г. исковые требования в части возмещения материального вреда признала в полном объеме, полагала об отсутствии оснований для компенсации морального вреда. Представитель ответчика администрации Советского района г. Гомеля исковые требования не признал. Представитель отдела записи актов гражданского состояния администрации Советского района г. Гомеля исковые требования не признала, указав о том, что аннулирование записи акта гражданского состояния производится только в судебном порядке».
Что решил суд, и как произошла ошибка?
В итоге райсуд пришел к выводу о том, что истцу был нанесен и материальный, и моральный вред. С госпиталя в его пользу было взыскано 1701,36 рублей в счет возмещения материального вреда и 5000 рублей в счет материальной компенсации морального вреда. Еще по 196 рублей было взыскано в пользу гомельчанина с медиков и администрации Советского района за понесенные судебные расходы. В части удовлетворения иска к отделу ЗАГС было отказано.
В мотивировочной части решения райсуда кратко объясняется, как произошла эта чудовищная ошибка:
«Материалами служебного расследования УЗ «Г.» установлено, что в связи с транспортировкой пациентов без медицинской документации работниками учреждения здравоохранения перепутаны фамилии пациентов, что повлекло ошибочное сообщение 27 февраля 2021 года истцу, являющемуся сыном К., о ее смерти. В связи с выявленными при оказании медицинской помощи нарушениями виновные работники учреждения здравоохранения привлечены к дисциплинарной ответственности».
И еще один нюанс, на который мы обратили внимание. Официально – по бумагам – после ошибки медиков гомельчанка два месяца числилась умершей. 27 февраля 2021 года она якобы скончалась и только 26 апреля суд Советского района восстановил ее в списке живущих, аннулировав своим решением запись акта о смерти.