«Сильные Новости» не так давно писали о двух случаях оговора. В первом – минчанка обвинила своего знакомого в том, что он ее изнасиловал. Выяснилось, что это ложь: в итоге девушку наказали саму. Во втором случае мать обвинила своего родного сына, что он ее ударил. Оказалось, женщина соврала, обманщицу осудили.
Благо, в обоих случаях следователи разобрались, что к чему. Но, как мы видим, от подобных случаев не застрахован никто. Как же быть, если тебя обвиняют в том, чего ты точно не совершал? «Сильные Новости» поговорили с адвокатом, в практике которой уже были такие случаи.
Знали, что придется отвечать, но все равно врали
В начале мая стала известна история о минчанке, которая обвинила своего знакомого в изнасиловании. Жительница столицы обратилась в милицию и рассказала, что молодой человек совершил насильственные действия сексуального характера в новогоднюю ночь. Девушке порекомендовали приехать и написать заявление, что минчанка и сделала. Заявительницу предупредили об ответственности за заведомо ложный донос, но она от обвинений не отказывалась и уверяла, что стала жертвой насилия.
На минуточку: преступления против половой неприкосновенности в нашей стране считаются тяжкими. Парню грозил серьезный срок. Благо, следователи во всем разобрались и выяснили, что имеет место оговор. Во время следствия девушка сама созналась, что оговорила знакомого, действуя «из чувства ревности и мести, на почве личных неприязненных отношений», а амур у них был по обоюдному согласию. Барышню судили за заведомо ложный донос, дали полтора года «домашней химии».
Второй случай не менее интересен. Там гомельчанка обвинила своего родного сына в том, что он ее ударил. Как и в первом случае, женщину предупредили, что врать людям в погонах не хорошо, но она продолжала настаивать на своем. Гомельчанка обвинила сына в том, что он угрожал ее убить, и требовала привлечь его к уголовной ответственности. А все из-за того, что хотела разлучить сына с девушкой. План не сработал, а женщина попала под суд. Итог: те же самые полтора года «домашней химии».
Как себя вести, если вас оговорили?
В обоих случаях, как видится, есть две проблемы. Первая – некоторые люди до сих пор не понимают, что за дачу заведомо ложных показаний следует ответственность. Безусловно, можно соврать во время подачи заявления, но ведь следствие не верит вам безоговорочно. Каждое слово будут проверять, для этого и назначаются экспертизы, на основании которых уже будут решать, кого вообще тут привлекать к ответственности. Как видим из двух историй, описанных выше – опытный следователь налегке раскусит, кто лжет, а кто – невиновен.
Вторая проблема: от оговора не застрахован никто, будь вы знакомый, который «склеил» милую даму в новогоднюю ночь, или будь вы сын своей матери. «Сильные Новости» посчитали нужным поговорить с адвокатом и узнать, как себя вести в ситуации, когда вам звонит сотрудник милиции или Следственного комитета и говорит, что на вас поступило заявление, а вы при этом ничего не совершали.
Поймите правильно: мы не пытаемся дать кому-то гайд, как отмазаться от реального преступления. Указанные ниже рекомендации сработают только в том случае, когда вы точно ничего не совершали. Мы обратились за комментарием к адвокату Гомельской областной коллегии адвокатов Ольге Усовой, у которой были в практике дела, когда за решеткой едва не оказался невиновный человек.
Первое – никогда не скрывайтесь от следствия. Помните, вы – невиновный человек! Но если попытаетесь скрыться, в том числе из-за страха, вам могут назначить очень неприятную меру пресечения – заключение под стражу. Предупредите своих родных и близких, куда и зачем вы идете. Пусть никто не разводит паники, а вы – ведите себя достойно. Еще раз: вы невиновны!
Не признавайте вину! (Примечание автора: мы с вами помним, что речь о тех случаях, когда вы невиновны). Вы можете быть подозреваемым, а можете уже обвиняемым – не признавайте вину – и точка.
Статья 27! Это такая палочка-выручалочка, которая дает вам право не отвечать на вопросы людей в погонах при любых обстоятельствах. Вы имеете полное право отказаться от дачи показаний против себя или своих близких, даже если вы просто не знаете, что говорить. Принуждать к даче показаний у нас в стране нельзя. На вас нельзя давить, угрожать, даже манипулировать. Вы – гражданин Беларуси, и у вас есть права, которые записаны в Конституции, пункт 27.
Дальше – как в фильме: все, что сказано вами, может быть использовано против вас. Думайте прежде, чем ответить на любой вопрос. Так и говорите: «я не помню», «мне нужно подумать», «затрудняюсь ответить». Лучше вы действительно вспомните что-то важное и расскажете потом, чем скажете что-то невпопад и подпишете вами озвученное. А это уже не исправить: все сказанное может быть использовано против вас.
Даже если вы действительно влипли, у вас есть право на обжалование. А если конкретнее, то вы можете обратиться к вышестоящему должностному лицу органа, ведущего уголовный процесс.
И напоследок повторим: все, что написано выше, касается только тех, кто не нарушал закон, и кого действительно оговорили. Мы не пытаемся прикрыть преступников, мы хотим, чтобы невиновные не сидели в тюрьме.