Елена Щека – генеалог. Кстати, именно так говорить правильно, не «генеолог». Это для нее не профессия, а дело, ставшее любимым: Елена ведет родовод уже 15 лет, перерыла кучу информации, исколесила архивы Беларуси и сейчас знает свою родословную до начала XIX века.

«Сильные Новости» спросили у мозырянки, что интересного можно узнать из ветхих газет, где поможет архив, а где – тест ДНК, сколько стоит для человека узнать свою родословную и для чего вообще все это нужно.
Древо начала составлять к семейному конкурсу на работе у мужа
– Муж работает на одном из крупнейших предприятий Беларуси, здесь очень много творческих и спортивных программ развития для семей работников. Одно из заданий конкурса – построить и представить на показ жюри и зрителям древо рода. Тут всё и началось!
Это стало раскрытием моего потенциала. За короткий срок на основании имеющихся материалов восстановила четыре поколения, то есть до прабабушек-прадедушек. Тогда я считала это большим достижением.
Наше дерево на конкурс заказали у мозырского художника Юлия Зборовского – на нем фотокарточки сродников (родственников) и местности, где они проживали, с генеалогическими связями в виде металлических цепочек. Это случилось впервые, когда я могла поделиться своими идеями и наработками в плане генеалогии. Но еще до этого я ощущала сильнейшую мотивацию узнать свой род и получить ответы на вопросы: кто они, откуда родом, где жили и чем занимались, что готовили, какие традиции соблюдали и есть ли вообще семейная легенда. Теперь я знаю: есть, и не одна! А все начиналось с вопроса: «Папа, а кто твои предки?»

«Еду в деревню с гостинцами, разговариваю со старожилами»
– Точка отсчета, полагаю, началась с мысли: на кого я похожа? Далее составляла схему рода – метра три длиной, которая у меня хранится до сих пор. Называю такой формат «рабочее широкое древо». На нем видны братья и сестры не только твои, но и мамы-папы, бабушек-дедушек, и так далее в каждом поколении – чтобы иметь выход на боковые ветки, если информация у прямых родственников «заканчивается».
Первое древо желательно составлять с фото членов семьи, так легче с ними заочно знакомиться. Разумеется, схема пополняется и совершенствуется с течением времени и в зависимости от предпочтений, также для построения родственных связей существуют программы с различными лайфхаками (их приведем в конце материала – прим. ред.).
Свое древо создаю просто в Word и в профессиональной программе по верстке InDesign. Схемы получаются очень длинные и разные. Такую, например, создала для своей родственницы.

К сожалению, у меня, как и у большинства людей, желание знать родословную появилось не в юном возрасте, когда старожилы еще в здравом уме и ясной памяти, а с появлением уже собственного сына – мой потомок, наследник, моя кровь… Каждому живущему хочется после себя оставить след в памяти своих близких. Я не исключение.
Стала делать первые попытки брать интервью у старших родственников: на даче, при просмотре семейных фотоальбомов, при любых встречах и разговорах по телефону.
Несмотря на то, что бабушки еще жили и находились в преклонном возрасте, подобного рода расспросы в семье не приняты. А напрасно! Если у ваших старейшин рода нет привычки рассказывать «сказки на ночь», то проявите инициативу. Придите к своим просто на чай, обнимите и в ходе беседы спросите, а лучше сразу запишите, то, о чем больше никто, кроме бабушки и деда, не расскажет – даже найденный документ в будущем. Уловить прошлое – это особое волшебство в генеалогии.
Сейчас я получаю колоссальное удовольствие во время экспедиций на малую родину. Еду в деревню с гостинцами, разговариваю со старожилами, изучаю историю не только рода, но и края, посещаю памятные места, навожу там порядок. Недавно в одной из наших деревень открылся музей в этно-стиле с предметами быта, фото земляков. А ведь в недавнем прошлом эти вещи окружали нас и по ненадобности были просто выброшены. Не выбрасывайте – берегите свою историю!
Для себя я выбрала генеалогический туризм – путешествия не только с просмотром достопримечательностей, а с целью найти что-то о своем роде.

Родовод и генеалогическое древо – не одно и то же?
– Семейное древо, как подсказывает ИИ, это и есть родовод. С моей поправкой: только в более узком смысле – графическом. Это схематическое обрамление родословной, его «наглядное пособие».
Сам же родовод (это то же самое, что родословная) уже включает в себя древо рода. Оно может отражается на отдельной странице в вашей книге рода. Кроме этого, в этой книге могут содержаться редкие старинные фото, копии метрических книг или ревизских сказок, описание местности с картами, биографии, документы о военных подвигах или миграции, письма близким, ваши рассказы о поиске сродников, встречах с родными, QR-коды с видео.
Хотя кому-то и достаточно изобразить древо рода и оформить его в виде красочного настенного полотна – сейчас в тренде дарить такой подарок на свадьбу или юбилей близкому человеку. А кто-то не останавливается и расширяет свое исследование до книги, занятий краеведением, установления происхождения фамилии или создания семейного герба. Я считаю, что все эти варианты заслуживают внимания, ведь они связаны с самопознанием.

Семь колен родственников
«Все свободное время и все отпуска посвящаю родословной»
– В генеалогии я свыше 15 лет. Это постоянное развитие, коммуникация и нестандартное мышление, где порой думается, что ситуация безвыходная. Были разные временные интервалы – действий и осмыслений, неожиданных находок и тупиков. Раньше ведь не было курсов по генеалогии, такого количества видеоматериалов, справочников, форумов, частных генеалогов и юридических лиц, фестивалей и технологий в изучении истории семьи.
Потому самым долгим периодом у меня стал этап по сбору информации, да он и сейчас продолжается. Это важная задача, без которой дальнейшие действия бессмысленны. Чем больше начальных сведений, тем легче работать с документами в архиве или другой поисковой системе.
Что самое сложное в генеалогии? Любое действие в этом деле связано с поиском, а вот найти для него время – величайшая ценность в сегодняшних реалиях. Всё свободное время и все отпуска я посвящаю родным и родословной.
А вот самое приятное – это, пожалуй, встречи и воспоминания среди родственников. Они для меня источник поддержки, вдохновения и радости, особенно когда делишься с близкими, что удалось найти за минувший год.

«Сейчас очень много предложений по составлению родовода – даже через услуги частного сыска»
– Насчет денег – сложный вопрос: понятно, что все имеет свою цену. Генеалогия – удовольствие не из дешевых. В сообществе генеалогов не любят обсуждать, сколько составление родовода стоит у частников – понятно, что цены баснословные. Мы занимаемся этим самостоятельно и в свое удовольствие. Вообще я уверена, если заниматься любимым делом, инвестируя в будущее, сложности не кажутся непреодолимыми, родословная доступна и посильна каждому!
В целом сейчас очень много предложений по составлению родовода: как через государственные архивы, так и посредством профессиональных компаний либо даже через услуги частного сыска. Можно, например, посмотреть стоимость биографического запроса на сайте Национального исторического архива Беларуси, но я сразу скажу, что очередь на эту услугу километровая.
Многое зависит от сложности поиска. Исчисление родословной в основном идет в разрезе 100 лет и по двум веткам: мужской (по отцу) или женской (по матери) – это отдельные исследования со своими фамилиями, географией, религией, сословием и сохранностью документов соответственно. От этого зависит, будет ли это работа в зональном (местном) архиве или с выходом на международную арену.
Но, повторюсь, родословную можно восстановить и самостоятельно, используя бесплатные онлайн-ресурсы. Доступ к фондам в читальных залах архивов осуществляется на безвозмездной основе, как и запрос в ЗАГС. Ну а построение древа рода, книгу рода можно оформить самиздатом.

«Прадеда звали Борык, но он не имел отношения к имени Борис – просто жил около леса-бора»
– Для генеалогов важна начальная цифра 7. В старину считалось, что нужно знать своих предков до седьмого колена. Это не просто твоя ДНК или имущество, а составляющая по укреплению традиций, предотвращению семейных ошибок, определению будущего рода. Всего 127 родственников в этой цифре, так называемая «птица рода».
Так, в женской ветке по деду и бабушке родословная у меня восстановлена до начала XIX века – то есть, до десятого колена. Они из Клецкого района, там когда-то была Радзивилловская вотчина. Разумеется, это не предел по годам и, если документы найдутся, можно продолжить исследование вглубь на век-другой.
Чтобы читать метрики, не помешает владеть польским языком. Вдобавок поиск усложняется, так как в те времена упоминание фамилий было необязательным, в деревне все друг друга знали по именам и прозвищам. К примеру, моего прадеда называли Борык, но он не имел никакого отношения к имени Борис – просто жил около леса-бора.
Мужская ветка оказалась более замысловата. Мозырский уезд не простой, метрики здесь плохо сохранились по разным причинам, потому приходится ходить окольными путями и искать косвенные документы: например пенсионные дела, личные дела с работы и учебы, похозяйственные книги, свидетельства о смерти, рождении и браке, различные переписи населения, списки по кладбищам, книги краеведческие и «Память народа», судебные дела, подшивки газет, сайты военных и репрессированных людей, онлайн-поиск и многое другое. Далее включается логика: нужно связать судьбы людей по годам и отчествам, еще и с учетом однофамильцев, ошибок и почерка писца.
Мужскую ветку по бабушке также восстановила примерно до начала XIX века, если не глубже – но здесь не сухие факты из документов, а «устный клад»: информация передавалась из уст в уста на протяжении четырех поколений. Благодаря общему предку Янку в деревне до сих пор всех наших родственников называют Янковскими, хотя фамилия совсем другая.
А вот деда по мужской ветке узнала только пару лет назад по фото из соцсетей. Выяснилось, что он умер в далеком 1996 году. Здесь исследование ждет свой черед, но на руках имеется тест ДНК, так что я сразу шагнула в будущее.

Получилось интересно: изучая ветку отца, я провела опрос семьи и начала разговаривать со старожилами его деревни. Выяснилось, что ещё здравствует мой 90-летний двоюродный дед – единственный предок в данной ветке и в таком почтенном возрасте. Познакомилась с ним – и он согласился сдать ДНК-тест. Он сдается очень просто: по капельке слюны, которую в специальной пробирке надо отправить в лабораторию – выбрала одну из московских.
Тест показывает разные значения: по здоровью, способностям и происхождению. Меня интересовал последний пункт. Здесь прослеживаются этнические группы (в процентном соотношении), которые наполняли род в далёком прошлом, миграция предков испокон веков и, что удивительно, огромный список родственников по крови, проживающих в других странах. Например, я узнала, что в нашем роду проявились «потомки таежных сибиряков».
«Родословная помогает узнать свои корни и сделать работу над ошибками – но не откреститься, зачеркнув при этом себя»
– Что шокирующего узнала о своих предках? Были тюрьмы, раскулачивание и ссылка, работа полицаями, убийства… Благо, все это – не по моим прямым веткам. Исследование родословной подразумевает узнать свои корни и сделать работу над ошибками – но не откреститься, зачеркнув при этом себя, а использовать эти данные как опыт.
Проще говоря – чтобы не допускать подобных погрешностей в поведении или в здоровье уже своих потомков. При генетическом тестировании полного генома человека существует такой термин, как «предрасположенность». Выявленное заболевание у человека может развиваться с определенной вероятностью, но не значит, что обязательно случится, если соблюдать профилактические меры. Так и со склонностью в семейных сценариях, которые мы оставляем детям бессознательно. Можно знать возможности предков и преумножать их.
Издревле во всех культурах отмечали праздники поминовения усопших сродников: Радоница, Деды, родительские субботы, 9 Мая, дни ухода в мир иной. Это время служит для почитания предков и благодарности за их вклад в жизнь последующих поколений.

Как вести родословную – пошаговая инструкция от Елены
- Определиться с:
- исследуемой веткой: по отцовской, материнской или смешанной линии;
- целью и составом древа: наследование (в прямой ветке с каждым поколением количество предков удваивается: два родителя, четыре бабушки и дедушки, восемь прабабушек и прадедушек и так далее) или полный геном (со всеми персонами рода);
- форматом: древо, схема – это классические варианты; таблица, круговая диаграмма или просто поколенная роспись с коллажом;
- обозначением отдельной персоны (в прямоугольнике или без обрамления) и семейной пары (в квадрате или соединены горизонтальной линией);
- направлением ветвей: восходящее (по росту дерева, от корней к потомкам наверху) или нисходящее (от предка и движемся вниз, перечисляя всех его потомков).
- Указать для каждой персоны:
- Ф.И.О. полностью (основную фамилию, в скобках – девичью, если женщина замужем);
- дату рождения и смерти (если человека нет в живых);
- место рождения/проживания (по желанию);
- фото (анфас).
- Сверху записать персоны самого молодого поколения (например, внуков) – это «листья» генеалогического дерева.
- Провести вертикальную прямую (родственную связь) от внука вниз к родителям: записать данные, расположив семейную пару горизонтально, на одном уровне). Это будет «ствол» дерева.
- Продолжить заполнять поколения, переходя к предкам – «корням».
- При отсутствии каких-либо данных можно поставить знак вопроса.
- Провести проверку дерева, дополнить при необходимости.
- Внести данные из бумажного носителя в программу по построению древа, сохранить и распечатать его. С помощью графических редакторов можно оформить древо как семейное произведение искусства и поместить его в рамку.
- Завести бумажные и электронные папки для хранения данных по каждой персоне.
- Не забыть написать и свою биографию!
Полезные ресурсы для ведения родовода
Существуют программы, у которых разработаны определенные шаблоны по построению генеалогического дерева, но, чтобы оно «выросло», придется самостоятельно вносить данные по каждой персоне.
- Сайт MyHeritage, – кроме построения генеалогического древа предлагает технологии по улучшению старых фотографий.
- Сайт FamilySearch – крупнейший в мире проект по семейной истории, в нем более миллиарда записей о разных людях. Здесь можно дополнительно изучить метрические книги.
- Сайт Geni.com – сайт для создания генеалогического древа, где можно брать информацию о своих предках и добавлять ее, чтобы пользовались другие люди. Удобный ресурс для хранения и сортировки всей собранной информации.
- Сайт Genery.com – здесь можно скачать программу «Древо Жизни» для построения генеалогического древа.
