«Наши врачи совершили беспрецедентное медицинское чудо». Гомельские кардиохирурги провели сложнейшую операцию и смогли вернуть человека практически с того света
Обычно в «Сильные Новости» присылают письма с жалобами- на коммунальников, врачей, работников торговли, чиновников и даже соседей. Но в этот раз читатели попросили нас выразить благодарность врачам – и есть за что.
Поиск необходимого протокола
Гомельчанин Вадим Селькин, доктор математических наук, в октябре прошлого года попал в отделение неотложной помощи Гомельского областного клинического кардиологического центра (ГОККЦ) с сильнейшей, нестерпимой болью в груди. Диагноз у 53- летнего мужчины оказался очень тяжелым – произошло расслоение аорты на фоне аневризмы, с внезапным множественным разрывом, что привело к огромной кровопотере и инсульту. Даже довезти пациента до операционной в таком состоянии было уже непросто. По словам дочери больного Виктории, сложность ситуации заключалась и в том, что первоначально точный диагноз никто не знал. Окончательно его установили уже после разреза грудной полости и принимать решения пришлось очень оперативно. Но сразу же к операционному столу пригласили еще нескольких специалистов.
Сложнейшая операция по спасению жизни человека длилась 12 часов, в ходе нее врачи экстренно провели шунтирование сердца, купировали инфаркт мозга, поставили механический протез аорты и подшили оставшуюся ее часть. Выполнить последние действия было особенно непросто ввиду очень рыхлой структуры тканей. Но и по завершению операции состояние больного оставалось тяжелейшим – он перенес инфаркт сердца, наблюдалась фибриляция предсердий, происходили постоянные отказы органов (системная полиорганная недостаточность). А в довершение всех несчастий еще и развилась двухстороння пневмония. Мужчине пришлось сделать трахеостомию, то есть операцию по рассечению передней стенки трахеи для спасения от удушья. Пациента также подключили к аппарату ИВЛ и к искусственной почке. По словам его дочери Виктории, шансов на выживание было не более 5 %. Ситуация осложнялась тем, что у больного изначально не было одной почки и желчного пузыря.
Два месяца врачи продолжали бороться за жизнь человека. По его поводу регулярно собирались консилиумы, внутренние органы приходилось запускать по очереди. Виктория говорит:
Случалось, что органы не включались или постоянно отказывали вскоре после включения. Например, у моего отца не работал кишечник. Долгое время он находился в медикаментозной коме. Легкие из-за месячного искусственного вентилирования не хотели функционировать самостоятельно. После инсульта отказали ноги, от долгого пребывания в неподвижном положении образовались пролежни. Но наши врачи верили, что папу удастся спасти и продолжали подбирать соответствующие протоколы лечения.
«При такой тяжелой клинической картине выживших не было…»
Сегодня Вадим Селькин уже не просто выписался из больницы, но и восстанавливает свою трудоспособность. За время нахождения в медучреждении он потерял 20 килограммов веса, долго лежал без движения еще и потому, что из ноги пришлось забирать материал для операции. В результате произошла атрофия многих мышц. Но уже из больницы мужчина вышел на своих ногах.
Сейчас преподавателю предоставили 2-ю нерабочую группу инвалидности, в настоящее время он готовится к новой операции по имплантации аорты. Гомельчанин проходит также курс восстановления, включающий массаж и лечебную физкультуру.
Дочь больного Виктория говорит:
Во время лечения отца я днями и ночами читала литературу про подобные заболевания, консультировалась с врачами. В общем, искала случаи, когда люди в таких ситуациях выживали. И такие истории в целом есть. Но вот только случаев, когда больного удалось спасти при такой тяжелой клинической картине – не было. Поэтому я считаю, что гомельские врачи совершили беспрецедентное медицинское чудо. При поступлении в больницу отец был в сознании, и его состояние могло быть интерпретировано по-разному, так как расслоение аорты – очень коварное заболевание. Его могла спасти только экстренная операция, но могли ли врачи знать, что их ждет после разреза? Нет, не могли. После увиденного они смогли сделать абсолютно все, что было нужно, не упустив ни одной детали, моментально реагировали на меняющуюся обстановку – открывшееся кровотечение, ишемический инсульт, срочные реплантации коронарных артерий из ноги. В клинике Пирогова операции на аорте проводят составом хирургов в 10 человек, а по сложности их сравнивают с заменой сердца. Все время врачи говорили нам, что шанс на выздоровление есть. И только сейчас, перечитывая историю болезни отца, я понимаю, как все было тяжело. Я не знаю, где гомельские врачи нашли в себе силы верить в успех, вселять в нас надежду и, самое главное, добиться такого результата. И я хочу выразить самую искреннюю благодарность и признательность врачам нашего ГОККЦ за спасение жизни моего отца. Их работа – это наше чудо.
Для успеха операции необходимо еще и снизить температуру тела пациента до 24-26 градусов, а еще в 90-95 % случаев таких операций необходимо остановить сердце. Именно с остановкой сердца связана и развивающаяся впоследствии послеоперационная недостаточность внутренних органов.
Операция гомельчанину была проведена полностью бесплатно.
Сегодня доктор наук уже вышел на работу в ГГУ имени Франциска Скорины, где, в числе прочего, он ведет и занятия у иностранных студентов на английском языке.