В Ченках прямо в лесу установлен знак историко-культурного памятника. Раньше здесь находили старинные клады. Что еще известно об этом месте?
Недавно прямо среди деревьев Щекотовского урочища появилась табличка о том, что это место охраняется законом. Местные жители озадачились: что это значит? «Сильные Новости» разбирались с вопросом.
Самостоятельные раскопки преследуются по закону
Уже на самом охранном знаке указано, что на этом месте в период с V века до нашей эры по V век нашей эры находилось древнее городище. О нем известно немного, оно не раскапывалось. Но мы постарались собрать всю имеющуюся информацию.
Городище в Ченках внесено в официальный реестр культурно-исторических памятников. В энциклопедическом справочнике «Гомель», изданном в 1991 году, сказано про селище I-го тысячелетия и эпохи Киевской Руси, оно расположено в 400 метрах к эго-западу от Ченок на краю надпойменной террасы.
Городище в Ченках было основано в раннем железном веке и относилось к болотному типу поселений. В этот период на территории Гомельщины были распространены поселения милоградской, сменившей ее зарубинецкой и других археологических культур. Некоторые исследователи относят милоградцев к древним балтским племенам и соотносят их с упоминаемыми Геродотом легендарными неврами, а зарубинцев причисляют к праславянам. Впрочем, есть и другие версии. В любом случае, дать более точные сведения о Ченковском городище могут только археологические поиски и изучение находок.
А вот самодеятельные раскопки на этом месте могут привести к безвозвратной утере артефактов, и они преследуются по закону. С целью недопущения как случайного повреждения, так и сознательного нарушения археологических памятников, законодательство предусматривает установку на их месте охранных знаков.
Кстати, в 90-е годы район Ченок был местом частых визитов «черных копателей». Дело в том, что собственно Ченки известны с XVII века как место поселения старообрядцев, бежавших из Московского государства от религиозных преследований царской власти. Старообрядцы основали в окрестностях Гомеля многочисленные скиты, один из них был построен в Ченках. Впоследствии местный староверческий Успенский мужской монастырь перешел в «никонианскую» православную церковь. Уже в наше время легенды о монастырских сокровищах долго не давали «черным копателям» покоя. С металлоискателями в руках они обошли все окрестности, но, по признанию их «бригадира», ослушались его указаний и увлеклись окопами времен Великой Отечественной войны. Сокровища же староверов были обнаружены случайными людьми – зимой 1999 года в Ченках при рытье котлована под санаторий из-под ковша экскаватора блеснул желтый металл…
Ошибка «черных копателей»
Далее история приобретает почти детективный характер, отчасти напоминающий сюжет «12 стульев». Экскаваторщик подумал об обычном «цветмете», но, выбравшись из кабины, увидел позолоченную серебряную церковную утварь. Машинист сгреб все в охапку, бросил работу и на экскаваторе умчался прочь. Однако после долгих ночных раздумий машинист экскаватора принес все найденное в милицию. У котлована была выставлена милицейская охрана и приглашены музейные сотрудники для продолжения раскопок. Но тут сдалась еще группа «кладоискателей» с полутора десятками ценных предметов – оказывается, после отъезда экскаваторщика отвалы копнул еще и прораб со своим помощником. Три дня они думали над своими находками (по их словам – «святили» ими свое жилище), но решили все же сдать найденное государству.
На этом история не закончилась. Спустя полгода в музей явился помощник прораба, требуя своей доли вознаграждения. Оказывается, хитрый прораб обманул его – записал передачу клада только на себя. Одновременно экскаваторщик, сдавший свои находки без всякой описи, утверждал, что его тоже обманули. И что якобы он сдавал не только большой потир из серебра и золота весом около двух килограммов и другие ритуальные вещи, но и некий крупный изумруд и драгоценные камни. Потир, он же чаша для причастия, кстати, был уникальный – с подписями изготовивших его мастеров и портретами монастырских иноков на медальонах. Нанятый же рабочим адвокат грозился дойти до международного суда. О возвращении ценностей себе заговорили и в церковных кругах.
А прораба тем временем задержали на одной из белорусских таможен на границе с Польшей. Оказывается, этот распорядитель строительных работ попытался обмануть не только своего помощника, но и государство – не сдал все свои находки научным сотрудникам. Ну и попался с ними, чем-то напомнив Остапа Бендера с «бранзулетками» на румынской границе.
Были тут и другие нюансы. Оценка сданных находок проходила в валюте, но по курсу Нацбанка (напомним, в то время в РБ существовало фактически три курса). А вознаграждение сдатчики получили не деньгами, а холодильником и телевизором.
Спустя несколько лет «поисковик» из Москвы, уроженец Гомеля, случайно узнавший о находке, на автомобиле со специальным оборудованием прибыл в Ченки. Но, к его величайшему разочарованию, на месте бывшего монастыря уже высился новый санаторный корпус.
Ныне клад из Ченок экспонируется в зале ГИКУ «Гомельский дворцово-парковый ансамбль», радуя посетителей музея блеском своей позолоты и тонкостью работы старых мастеров.
В упреждение подобных страстей и сюжетов, для сохранности нашего общего исторического наследия, археологические памятники и должны охраняться. Охранный знак в Ченках был установлен по инициативе Гомельского райисполкома, при участии сотрудников Гомельского историко-краеведческого музея и местных жителей.
В лесу рядом с Ченками находятся также партизанские землянки – в августе 1941 года здесь базировался отряд «Большевик». Летом 1941 года тут также располагалась советская диверсионно-разведывательная школа, в 1944 году – Белорусский штаб партизанского движения.
А с бывшим монастырем в Ченках молва связывает и еще один местный водоем. По легенде, одна из проток является якобы выкопанным монахами каналом, но это версия требует уточнения. Так что спешить туда нырять в поисках сокровищ тоже не стоит.