От князя Витовта до трагедии Холокоста. Рассказываем о том, как белорусы и евреи уживались друг с другом на протяжении многих веков
В последние дни в топе мировых новостей держится все, что касается происходящего в Израиле. Много пишут о боевых действиях, жертвах, заявлениях сторон и причинах произошедшего. Да и в целом тема Израиля, евреев и их взаимоотношений с соседями и другими странами стала интересовать куда большее количество людей, чем это было еще неделю назад. Беларусь и Израиль разделяют тысячи километров, однако белорусы и евреи далеко не чужие друг другу народы. Ведь мы успешно сосуществовали и относительно мирно уживались друг с другом на протяжении многих веков. Белорусская культура и другие сферы развивалась, перенимая в том числе и какие-то элементы из жизни и быта евреев. «Сильные Новости» решили обратиться к истории, чтобы подчеркнуть: у наших народов намного больше общего, чем кажется на первый взгляд.
Для закрепления евреев в ВКЛ много сделал именно Витовт
Большинство историков сходится на том, что на территории, которая сегодня входит в состав Беларуси, евреи появились в XIV веке. Хотя некоторые специалисты отмечают, что самые древние еврейские могилы на белорусской части Великого княжества Литовского датируются концом XIII века.
Возникает вопрос: а с чего евреи вообще решили прийти на земли ВКЛ? Дело в том, что на территориях, которые располагались на запад от Великого княжества, этот народ то и дело сталкивался с притеснениями и гонениями. Дискриминация стала настолько невыносимой, что тысячам людей пришлось покидать свои дома и уходить в поисках лучшей жизни на восток.
Добавим, что массовому исходу евреев на восточные земли предшествовали погромы в европейских городах. Ведь в то время бушевала пандемия чумы, а отчаявшиеся и запуганные средневековые люди пытались понять, за какие грехи им послано такая страшная кара.
Мало того, что евреев и так постоянно обвиняли то в ритуальных убийствах, то в других действиях, так теперь им еще стали предъявлять претензии и в распространении чумы. Обвинения в масштабировании Черной смерти вылились в погромы в разных городах, которые ныне расположены в современных Германии, Австрии, Испании, Швейцарии и других странах континента.
А вот в ВКЛ народ в массе ничего против евреев не имел. И власти, и простые обыватели были достаточно толерантны к иудеям. Ближе к концу XIV века в Бресте и Гродно появляются еврейские общины. По сути, именно Брест на несколько веков становится главным еврейским центром княжества.
Великий князь Витовт издает привилеи евреям Бреста и Гродно. Эти документы устанавливают принципы проживания иудеев на территории ВКЛ. Например, за убийство еврея следовало такое же наказание, как за убийство шляхтича. Евреи могли спокойно проводить свои обряды и вести различные дела. Можно сказать, получали возможность свободно вести средневековый бизнес. То есть власть в лице Витовта и его соратников делала немало для того, чтобы на новой родине народу другой культуры и веры было достаточно комфортно.
Уже в XV веке именно евреи, особенно брестские, стали играть немаловажную роль у торговле ВКЛ. Они вели большие дела, связанные с крупными финансовыми операциями, и в целом в воде денежных и земельных вопросов чувствовали себя как рыба. Торговые связи евреев распростирались и за пределы Великого княжества, что не могло не радовать его правящую верхушку. Ведь предприимчивый и смекалистый народ делал немалый вклад в развитие экономики государства.
Еврейские погромы инициировало не местное население
Великие князья покровительствовали своим иудеям, потому что видели в этом прямую выгоду. Правда, и у этого правила были исключения. Например, в конце XV века великий князь Александр Ягеллончик распорядился изгнать евреев с земель ВКЛ, а их имущество конфисковать и раздать горожанам. Кроме того, долги христиан перед евреями признавались недействительными и прощались.
Однако спустя восемь лет глава княжества отменил свой же указ. Иудеям разрешили вернуться и требовать возвращения отобранного имущества.
Еврейские общины продолжали появляться и разрастаться. Новогрудок, Пинск, Полоцк, Минск, Могилев, Орша – это лишь малая часть населенных пунктов, в которых жиды (здесь никакого оскорбительного подтекста, так называли евреев в те времена и слово сохранилось до сих пор во многих языках) жили, вели деятельность и не сталкивались с теми бедами, от которых некогда страдали их предки в городах Западной Европы.
На территории ВКЛ строятся синагоги, из Праги в Гродно переезжает раввин Мордехай Яффе – знаковая и выдающаяся для иудеев фигура XVI века.
Постепенно евреи расселяются на восток ВКЛ, получают право избирать раввинов в своих общинах. В 1623 году создается Литовский ваад – орган еврейского самоуправления в княжестве, который занимался хозяйственными, юридическими и другими вопросами (например, организацией еврейских школ). Открываются ешиботы (или иешивы) – религиозные учебные заведения иудеев.
Еврейское меньшинство в ВКЛ имело хорошо разработанную систему гражданского самоуправления, которая контролировала чуть ли не все аспекты жизни общин. Большинство евреев в ВКЛ занимались мелкой торговлей и ремеслом, особенно столярным, ювелирным или сапожным. Жиды содержали кормы, брались за арендаторство.
Нельзя сказать, что отношения между евреями и коренными жителями земель ВКЛ или Речи Посполитой были абсолютно безоблачными. Во-первых, местным торговцам не очень нравились серьезные и деятельные конкуренты в лице евреев. Во-вторых, крестьянское население зачастую воспринимало евреев-арендаторов земли, как главную причину своей тяжелой жизни. Сюда можно добавить средневековые стереотипы о евреях-убийцах Иисуса Христа и иудеях, пьющих кровь христианских детей. Особенно враждебно к евреям относилось православное и католическое духовенство.
Время от времени на землях ВКЛ, которые сегодня входят в состав Беларуси, тоже происходили еврейские погромы. Но инициаторами этих злодеяний выступали чаще всего не местные жители. Например, во время восстания под руководством Богдана Хмельницкого казаки устраивали погромы в Бресте, Гомеле, Жлобине, Рогачёве и Бобруйске. Многие евреи и вовсе, спасаясь от смерти, бежали из ВКЛ. Страдали иудеи и во время многочисленных и разрушительных войн, когда погромы организовывали войска.
Жизнь евреев стала хуже в конце позапрошлого века
После того, как Речь Посполитая и Великое княжество Литовское прекратили свое существование, крупные территории исчезнувшего государства стали частью Российской империи. И иудеи были вынуждены жить в так называемой черте оседлости.
В то время процент еврейского населения в белорусских городах и местечках постоянно увеличивался. Евреи владели большинством цехов и фабрик того времени. Во многих городах именно иудеи составляли, как минимум, половину населения. Это не могло не отражаться на городской культуре Беларуси и на застройке населенных пунктов.
Еврейские погромы, которые происходили в разных городах Российской империи в XIX веке, касались Беларуси либо вскользь, либо вообще обходили ее стороной. Местное достаточно толерантное население в большинстве своем мирно сосуществовало с евреями и не переходило рамки адекватности.
Вот только ситуация стала меняться в худшую сторону в конце позапрошлого и начале прошлого веков. Положение евреев в самой черте оседлости ухудшилось на фоне революций и войн, которые охватили весь край.
Например, известно о погромах в Гомеле в 1903 и 1906 годах. Однако стоит отметить, что организаторами там выступали не простые горожане, а полицейские, солдаты, черносотенцы и уголовники, которые просто хотели поживиться.
Во время первой русской революции 1905 года погром прошел и в Орше. Кроме того, в те смутные годы начала ХХ века погромы проходили в других белорусских городах и местечках.
Любопытно, что в начале прошлого века евреи считались наиболее крупным нацменьшинством в нашей стране. Поэтому нет ничего удивительного в том, что идиш стал одним из четырех государственных языков в БССР. А конец 20-х годов – первую половину 30-х и вовсе называют периодом расцвета еврейской культуры в Советской Беларуси. В Минске открылся Белорусский государственный еврейский театр, а еще прошла всемирная конференция еврейских писателей. Издавались журналы на еврейском языке.
Правда, во второй половине 30-х вся деятельность стала сворачиваться, а идиш лишили статуса официального языка. Положение евреев на территории Беларуси стало ухудшаться.
Белорусский писатель, Змитрок Бядуля, творчество которого изучают в школах, имел еврейское происхождение. Пик творчества Самуила (или Шмуэл-Нахима) Плавника (настоящее имя Бядули) пришелся как раз на первую половину прошлого века. В то время автор написал статью под названием «Жыды на Беларусі. Бытавыя штрыхі», в которой попытался вкратце рассказать о том, как белорусы и евреи много веков жили друг возле друга.
«Тут, на Беларусі, болей чым у сумежных краёх жыдоўскага гета, тварыўся іх эканамічны і культурна-нацыянальны быт доўгімі гадамі. Зразумела, што гэтая творчасьць не магла ні рабіць уплыву на характар краю, як і сама яна павінна была пераняць некаторыя яго асобнасьці, праз што тварыўся натуральны абмен культурнымі вартасьцямі паміж жыдамі і беларусамі, – писал Бядуля. – Суседзтва гэтых дзьвюх нацыяў тварыла такія жыцьцёвыя ўмовы і эканамічныя стасункі, у якіх адна нацыя без другой не магла абысьціся. Гандаль і рамёствы ў нашым краі разьвівалі жыды. І трэба сказаць, што ў гэтым кірунку яны досыць ажывілі наш край і праз увесь час прыносілі яму шмат карысьці. Паміж іншым, яны тут часткова займаліся і хлебаробствам».
Есть и другие интересные моменты. Например вот этот: «Кавалі, шаўцы, краўцы былі людзі першай важнасьці і пашаны ў вёсках. Да іх прыходзілі ў свой час, ня толькі па справах іх спэцыяльнасьці, але так сабе: «пагутарыць з разумнымі людзьмі», параіцца аб розных справах і г.д.»
«За ўвесь час сумеснага жыцьця беларусаў і жыдоў на Беларускай зямлі гэтыя дзьве нацыі псыхічна шмат перанялі адна ад аднэй. У мовах, у звычаях, у легендах, у будаўніцтве, у будзённым жыцьці — у іх формы так перамяшаліся, што (болей усяго ў жыдоў) прынялі новую самабытную акрасу», – отмечал писатель.
Еврейского наследия в Беларуси хватает и сегодня
Конечно, сегодня в Беларуси и близко нет такого количества евреев, которое насчитывалось еще 100 лет назад. Что касается еврейского наследия, то оно сильно пострадало в прошлом веке. Однако кое-что все-таки осталось, хотя и пребывает не в самом лучшем состоянии. В разных точках Беларуси работают музеи, посвященные еврейской тематике, а также сохранились синагоги, которые являются уже не просто культовыми строениями, но и историко-культурными ценностями.
Синагога в Слониме, наверное, одна из самых знаменитых на данный момент сохранившихся в Беларуси. Об этой постройке много пишут хотя бы потому, что уже который год ее пытаются продать, но как-то не очень успешно. Синагогу возвели в XVII веке – это очень важный и ценный памятник архитектуры, но реальных шагов по ее спасению все никак не могут предпринять.
В том же XVII веке построили синагогу в Быхове, и она тоже неплохо сохранилась, хотя нуждается в реставрации и в должном внимании людей.
Синагоги в Ивье, Гродно, Мире, Бобруйске, Пружанах, Ружанах тоже сохранились не так уже и плохо, хотя некоторые из них нужно действительно спасать. Добавим, что во многих городах здания синагог сохранились в сильно измененном виде. Их использовали в других целях, а перестраивали – намеренно, делая так, чтобы вид здания ничем не напоминал об иудеях.
Кстати, не так давно в Витебске восстановили Большую Любавичскую синагогу, в которую, возможно, приходила семья Марка Шагала.
Также в Беларуси сохранилось немало старых еврейских кладбищ, на которых давно никого не хоронят. Но зато такие кладбища представляют собой своеобразные музеи под открытым небом. Уточним, что многие еврейские захоронения находятся в крайне плачевном состоянии, зарастают кустарниками и среди растительности исчезают от человеческих глаз.
Но часть таких кладбищ сохранилась и выглядит аутентично. Оказываясь там, как будто попадаешь в прошлое. Хорошо сохранилось еврейское кладбище в Ракове (Воложинский район), Радошковичах (Молодечненский район), Деречине (Зельвенский район), Бешенковичах и некоторых других населенных пунктах.
Часть еврейского наследия связана с событиями Второй мировой войны, геноцидом и все теми зверствами, которые творили нацисты на территории Беларуси. Ведь в те страшные годы разными способами было убито 700-800 тысяч белорусских евреев.
Многие евреи белорусского происхождения стали знаменитыми
Если покопаться в теме, то приходишь к пониманию, что среди белорусских евреев очень многие стали действительно знаменитыми на весь мир людьми. Наверняка многим на ум в первую очередь приходит имя Марка Шагала, который родился и провел часть жизни именно в Беларуси. Широко известно имя учителя Шагала, жившего в Витебске и открывшего там свою школу. Речь идет о Юделе Пэне.
Всемирно известна история четырех братьев Бельских, которые сумели избежать расправы нацистов, ушли в лес и создали еврейский партизанский отряд. Он занимался не только борьбой против врагов, но и спасением евреев, поэтому в отряде было много женщин, детей и стариков, не способных держать оружие. Позже в Голливуде об этом сняли фильм под названием «Вызов», в котором главную роль сыграл Дэниел Крейг.
К слову, первый президент Израиля Хаим Вейцман родился на юге Беларуси. Он учился в Пинске, а уже после этого поступил в Дармштадтский технический университет. А третий президент Израиля Залман Шазар родился в Мире (сегодня Кореличский район). Позже он тоже учился в Германии, как и один из его предшественников, руководивших страной.
Хаим Сутин, который считается одним из крупнейших живописцев «Парижской школы», тоже родился в Беларуси – в Смиловичах (Червенский район). Повзрослев, Сутин уехал в Минск, а через несколько лет перебрался в Вильнюс.
Лауреат Нобелевской премии по экономике Саймон Кузнец родился в Пинске. Здесь будущий почетный профессор Гарвардского университета и разработчик системы вычислений национального дохода ВВП провел часть детства.
А дед нынешнего премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху родился и жил в Крево, что в Сморгонском районе.
В этом списке может быть намного больше известных евреев, которые родились и провели детство в Беларуси, чьи предки жили на этих землях.
Но дело не в списках, а в исторических фактах. И они говорят, что связи между белорусским и еврейским народом гораздо глубже и теснее, чем может показаться человеку, не углублявшемуся в вопрос.