Где в Гомеле находился «Злодейский хутор», зачем засыпали Цыганский овраг и почему Кагальный ров так и не стал центральным стадионом? Рассказываем историю городских холмов с XVIII века до наших дней
Еще каких-то полтора века назад территорию Гомеля покрывали многочисленные рвы и овраги. Собравшись в дорогу от начала Пролетарской до фабрики «Спартак», вы увидели бы целых восемь глубоких провалов, преодолеть которые было очень сложно.
Существует легенда, что это и не овраги вовсе, а следы от когтей дракона, который хотел уничтожить город, да только ничего у него не вышло. Первые попытки засыпать овраги предпринимал еще Паскевич, но выходило, откровенно говоря, не очень. В некоторых из них, как, например, в Кагальном и Цыганском рвах, селились бедняки и просто так выгнать их оттуда не представлялось возможным. Другие овраги так хорошо вписывались в ландшафт, что ими пользуются и в наши дни – Киевский и Боярский спуск.
«Сильные Новости» проанализировали десятки старинных карт и «закопались» в исторические хроники, чтобы рассказать вам, с каким проблемами сталкивались жители Кагального рва, где на каждого поселенца приходилось всего два «квадрата» жилплощади. Покажем, в каком гомельском овраге жили дедушка и бабушка советского писателя Виктора Драгунского, автора книг «Денискины рассказы». А еще расскажем, почему пологий склон на улице Коммисарова некоторые гомельчане называют Альгердовым рвом, и сколько цыган жило на крутых склонах оврага, находившегося на месте цирка.
Кагальный ров
Пожалуй, самый известный гомельский ров – Кагальный. Фото этого места считается первым снимком Гомеля. Еще в начале 1900-х годов по дну Кагального рва текла речушка Гомеюк, благодаря которой Гомель получил свое название.
Существует версия, что Кагальный ров так назвали из-за того, что на его склонах ютились еврейские лачуги, а жители «микрорайона» жили сообща, то есть – кагалом. В начале 1900-х годов окрестности Кагального рва считались самым криминальным районом Гомеля несмотря на то, что он в те времена находился почти в центре города.
Поговаривают, что сюда боялись заходить полицейские, а извозчики отказывались везти грузы, так как опасались, что лошади могут сломать ноги. Дома регулярно усиливали подпорками, не дававшими им съезжать на дно, а прохудившиеся стены заделывали обыкновенной глиной, которую копали тут же, на склонах.
Помимо того, что по дну оврага текла река, так еще городская канализация была сконструирована таким образом, что нечистоты стекали прямо по склонам в непосредственной близости от домов.
Летом весь ров «благоухал» так, что горожане старались обходить место стороной. Жители Кагального рва страдали не только от инфекционных заболеваний – холеры и брюшного тифа, но и от нашествия насекомых и отсутствия даже минимальной инфраструктуры. По современным меркам плотность населения «коммуны» кажется невероятной – на каждого жителя Кагального рва приходилось по два «квадрата» жилплощади.
Неудивительно, что именно тут проходили первые сходки рабочих социал-демократов и независимых профсоюзов накануне революции, а наиболее радикальные гомельчане скрывались здесь от властей, соседствуя со «штаб-квартирами» оргпреступности тех лет, например, в локации с говорящим названием «Злодейский хутор».
Читали в детстве «Денискины рассказы» Виктора Драгунского? Так вот, бабушка знаменитого писателя, жила в Кагальном рву, недалеко от современной улицы Пролетарская, а работала акушеркой в гомельском роддоме.
В 50-е годы городские власти в очередной раз решили «навсегда» избавиться от Кагального рва. Согласно генплану, на месте оврага должен был раскинуться центральный стадион, а естественный рельеф как нельзя лучше подходил для обустройства трибун. Однако годы шли, и спустя 11 лет вместо стадиона построили Дворец спорта. Часть оврага, которая сейчас находится под цехами завода Кирова, засыпали. Та же участь ждала и последний участок Кагального рва. В 80-е его пытались разровнять, а потом еще раз в 90-е, но так и не довели дело до конца.
Согласно городским легендам, полному разрушению оврага препятствует нечистая сила, но, скорее всего, дело в неприметном здании, которое находится на самой кромке оврага – доме Пикуса. Если смотреть со стороны Пролетарской – оно одноэтажное, а если взглянуть под другим углом, оказывается, что там три этажа, а окна выходят прямиком в Кагальный ров.
Сейчас от оврага осталась лишь глубокая яма за Дворцом спорта, а часть Кагального рва, которая находится в парке, теперь называется Лебединый пруд.
Цыганский ров
Первые цыгане появились на территории современного Гомеля в XV веке. Численность их была небольшая, а всю свою жизнь они проводили, кочуя с места на место. Так продолжалось вплоть до середины 1800-х годов, когда первая цыганская община решила жить оседло и поселилась в городе. В 1880 году прошла перепись населения. Оказалось, что в Гомеле проживают 741 представитель народности рома. Жили они все в одном месте – в Цыганском рву.
Цыганский ров начинался от современной улицы Советская как раз на том месте, где находится цирк, далее немного изгибался в сторону переулка Подгорного и выходил к Сожу в районе Речного порта.
Во времена ярмарок в Гомель приезжали тысячи цыган не только с близлежащих городов и деревень, но и из Киева и Брянска. Тогда Цыганский ров становился своеобразным торговым хабом, где заключались сделки и шли торги между крупными поставщиками лошадей. Кроме того, в дни ярмарок в Цыганском рву частенько проходили свадьбы, на которые собиралось по несколько сотен гостей.
По некоторым данным, до 1800-х годов Цыганский ров носил совершенно другое название. Существует версия, что тут проходил овраг Дедно с одноименным ручьем, а недалеко от места его впадения в Сож находилось урочище язычников, почитавших Велеса.
Современный вид Цыганский овраг начал принимать в начале 1900-х годов. Лачуги и пещеры на его склонах постепенно исчезали. В 1930-е началось строительство Речного порта, появились первые каменные дома, спустя всего пару лет Цыганский ров полностью засыпали. Теперь о его существовании ничего не напоминает. Кажется, что ровная местность была тут всегда.
Альгердов Ров
Есть в Гомеле ров, который видел, пожалуй, каждый житель города, прогуливаясь вдоль реки. Раньше, до того, как набережная стала цельной от Новобелицкого моста до Речного порта, Альгердов ров был скрыт густыми зарослями со стороны реки, а со стороны улицы Комиссарова его закрывали дома.
Пару десятилетий назад Альгердов ров был полноценной улицей, по двум сторонам которой находились дома. В конце была установлена водокачка, а охранял ее, судя по рассказам старожилов этого района, сторож Альгерд. Даже когда водокачка перестала выполнять свои функции, бдительный сторож не бросил пост и гонял соседскую детвору. Возможно, именно так овраг и получил свое название.
По другой версии, которая, впрочем, не нашла подтверждение ни в каких исторических трудах, название Альгердов ров связано с прославленным князем. Есть мнение, что жители Гомеля встречали Альгерда, когда он возвращался с очередного военного похода. Недалеко от крутого склона выставили несколько бочек с медом, однако, когда дружина показалась в зоне видимости, одна из бочек опрокинулась и покатилась с горы прямо под ноги Альгерду. Князь успел отвести коня и рассек бочку надвое. Хмельной мед полился по склону холма, и гомельчане посчитали это знамением. Празднование перенесли с центральной площади в овраг, который после этого случая стал носить название Альгердов ров.
Какие еще овраги есть в Гомеле и откуда они взялись
Судя по всему, самый первый овраг пересекал улицу Советскую недалеко от современной улицы Ландышева. Он тянулся через фабрику «Спартак», примерно по оси железнодорожной ветки, а возле речного порта соединялся и уходил в сторону реки.
Следующий овраг – Цыганский ров. Возможно, в непосредственной близости от него, практически параллельно, был еще один овраг, который также выходил к речному порту.
Немного не доходя до улицы Билецкого – еще один овраг, имя которого забылось за давностью лет, однако известно, что в 30-е годы это место называли Боярский спуск.
Сразу за ним Киевский спуск, который также когда-то был огромным рвом. Еще 300 метров в сторону электростанции – Кагальный ров, следующий – Альгердов ров и замыкает список – Ильинский, который за последний век не поменял своего названия.
Откуда взялись эти овраги? Судя по старым картам, все гомельские овраги имели один центр – Горелое болото, которое находилось на месте проспекта Победы. Избавиться от него удалось только в 60-е годы.
Вторая часть болота, называвшаяся Орловским, находилась в Залинии, на месте частного сектора рядом со стадионом «Локомотив». Эту часть засыпали в 20-30-е годы, правда, даже современные жители сталкиваются с высокими грунтовыми водами, а дренажные канавы так и остались на большинстве улиц.