Сожская скань, неглюбские рушники и древние родники. ТОП-5 чудес Гомельщины, о которых обязательно нужно знать
Сложно сказать, что первым приходит на ум, когда речь заходит о Гомельщине. Для сладкоежек – это конфеты и сгущенка, для бывалых туристов – дворец Румянцевых-Паскевичей, а для фотографов – бескрайние поля и огромные гнезда аистов.
Но есть в нашей области места, предметы, явления и обряды, которые по-настоящему уникальны в масштабе всего мира, однако информации про них катастрофически мало. «Сильные Новости» решили восполнить пробел и рассказать вам о них.
Сегодня мы поговорим:
- о единственном в мире радиационно-экологическом заповеднике, где после ошибок людей природа решила все взять в свои руки;
- об уникальной технике инкрустации Сожская скань, которую гомельские мастера восстановили после векового забвения;
- о самом большом метеорите Европы, части которого до сих пор находят в одной из деревень Гомельской области;
- о неглюбских рушниках, для вышивки на которых используется 475 ни на что непохожих символов;
- о целебных родниках, умеющих самостоятельно переезжать с места на место.
Заповедник
Каждый заповедник в мире уникален по-своему. Одни расположились на склонах действующих вулканов, другие – могут похвастаться сотнями птиц, которые не встречаются больше нигде, третьи – раскинулись на морском дне. Единственный заповедник, который смотрится необычно даже в масштабах всей планеты, – Полесский радиационно-экологический. Он раскинулся на территории трех наиболее пострадавших от аварии на ЧАЭС районов Гомельщины – Брагинского, Наровлянского и Хойникского.
До 1986 года тут находилось 96 населенных пунктов и проживало более 22 тысяч человек. Взрыв на атомной станции разделил жизнь местных на «до» и «после». Большинству жителей зараженных районов пришлось покинуть свои дома. По роковому стечению обстоятельств, 30% изотопов цезия, 70% стронция и 97% плутония, выброшенных в воздух во время аварии на ЧАЭС, навсегда осталось на этих землях.
Спустя некоторое время стало понятно, что жить здесь можно будет еще не скоро. Кроме того, остро встал вопрос, как не допустить перенос радионуклидов в соседние районы. Выход нашли быстро: в июле 1988 года создали Полесский радиационно-экологический заповедник, аналогов которому до сих пор нет нигде в мире.
В условиях отсутствия людей природа «включила» процесс восстановления животного и растительного мира. В 2017-м в заповедник вернулись дикие коты, которых тут видели в последний раз в 1927 году. С территории Украины зашли несколько особей лошади Пржевальского да так и остались жить, основав два табуна. Чуть позже из Беловежской пущи завезли зубров, им также пришлась по душе тихая местность. За 30 лет в Полесском радиационно-экологический заповеднике размножились рыси, появился десяток медведей.
В начале прошлого года в заповеднике заметили стадо «диких» коров. Оказалось, что животные убежали от самоселов в 2016 году и с тех пор адаптировались к условиям дикой природы. Буренки научились прятаться от ветра и осадков, убегать при виде людей и машин и даже искать себе пропитание зимой под снегом. По оценкам ученых, в непосредственной близости от ЧАЭС можно будет жить через 21 тысячу лет. Это значит, что у природы еще есть время обустроить все по-своему, а у человека появилась возможность наблюдать и не вмешиваться.
Сожская скань
Считается, что первые работы в технике Сожская скань появились в Беларуси в XV веке. Они выполнялись повсеместно на территории Гомельщины вплоть до XIX века. Мастера нарезали древесину на стружки толщиной от 0,5 миллиметра и инкрустировали ими оклады икон, шкатулки, сундуки. Подбор нужного по текстуре кусочка «пазла» мог занимать недели, а на изготовление одного изделия уходили годы.
Такая работа стоила недешево, и мастера ревностно охраняли секреты своего искусства. Это привело к тому, что в конце XIX века не осталось ни одного человека, который владел ценным ремеслом. За следующие 100 лет в Гомельской области Сожскую скань можно было увидеть только в музеях и частных коллекциях. О полноценном возрождении технологии не могло быть и речи.
Все изменилось в 1990 году, когда необычные работы увидел гомельчанин Владимир Валентинович Цекунов. Существует легенда, что мужчина загорелся идеей возродить ремесло после того, как его взгляд привлекла икона в одном из местных монастырей. Он много лет проектировал специальный станок, который делает стружки правильной формы, экспериментировал с углом заточки резцов, пробовал разные породы дерева. Кстати, самыми удобными для работы деревьями оказались каштан и осина, хотя некоторые мастера предпочитают использовать грушу, яблоню, сливу, рябину.
Необычную технику инкрустации сразу оценили по достоинству. Еще при жизни мужчины его работы получили в подарок королева Англии, Папа Римский и Патриарх Московский, президент США Билл Клинтон.
Владимир Валентинович умер в 2008 году, но успел передать знания нескольким ученикам. Сейчас во всем мире существует не более двадцати человек, которые владеют древним искусством. Большинство из них живет на Гомельщине и охотно делится секретами мастерства со всеми желающими. Последние несколько лет мастер-классы по Сожской скани проводятся в гомельском филиале Ветковского музея.
Брагинский метеорит
В 1886 году над территорией Закарпатской области Украины взорвался 500-килограммовый метеорит, который назвали самым большим в Европе. При входе в атмосферу он рассыпался на 1200 кусков и вызвал кратковременный метеоритный дождь.
Очередной «самый большой метеорит», но уже в масштабах Восточной Европы нашли на территории природного заповедника Мораска, недалеко от польской Познани. Ученые тщательно изучили его состав и взвесили – 261 килограмм.
А теперь самое интересное. По информации международной космической энциклопедии, в 1807 году недалеко от деревень Капоренка, Крюки и Колыбань Брагинского района начали находить огромные куски метеоритного железа. За два века ученым удалось документально зафиксировать более двух десятков осколков общей массой свыше 800 килограммов. По оценкам независимых экспертов, еще столько же могли выкопать «черные копатели» и продать на зарубежных интернет-аукционах.
Определить, что найденные под Брагином осколки раньше были одним целым, не составило труда. Все они принадлежали к редкой группе метеоритов – палласиты, названных в честь первооткрывателя этого вида – ученого Питера Симона Палласа.
Состав таких метеоритов включает в себя половину металлов (железо и никель) и половину сложных сплавов (оливин и перидот). При современном уровне развития науки получить такие сплавы на Земле невозможно.
Сейчас осколки знаменитого Брагинского метеорита, который по праву можно считать самым большим упавшим с небес телом не только Беларуси, но и Европы, можно купить на многих интернет-площадках. Сколько метеоритного железа до сих пор осталось лежать в лесах Гомельщины, не знает никто, однако, судя по появлению новых лотов на аукционах, с каждым годом их все меньше и меньше.
Родники
По подсчетам экологов, в Гомельской области более 260 родников. Конечно, есть страны, где родников на порядок больше, но у источников Гомельщины особая притягательность и, самое главное, с каждым из них связана удивительная история.
Деревня Черное
Один из самых древних источников Гомельщине расположен в деревне Черное Речицкого района. Есть письменные упоминания его в летописях XII века, а судьба родника таинственна и загадочна.
Существует легенда, что первые люди, поселившиеся в его окрестностях, знали о целебной силе воды. Они не скрывали информацию о целебном ключе, как это было принято в то время, и приглашали всех желающих испытать его силу на себе.
Шли годы, слава о целебном источнике распространилась далеко за пределы Беларуси, а рядом с криницей построили Храм Покрова Божьей Матери. Все шло хорошо до 1936 года, когда храм решили перепрофилировать под…зерносклад, после чего родник иссяк.
Просуществовала хозпостройка без малого 30 лет и не единожды горела от удара молний. Когда в очередной раз хранилище вспыхнуло, восстанавливать его побоялись. Внутри неожиданно забил родник – тот самый, о существовании которого уже стали забывать. По странному стечению обстоятельств произошло это в месте, где в много лет назад располагался алтарь.
Вдовий ключ. Агрогородок Столбун
По легенде, родник появился на опушке леса более века назад, а к его созданию приложили руку местные жители. Считается, что много лет назад, в период с 1905-го по 1907-й, стояло очень засушливое лето. Вода ушла из колодцев, и все посевы крестьян стремительно погибали. Ситуация осложнялась тем, что в деревне практически не осталось мужчин. Все они ушли на войну, да так и не вернулись.
Тогда дело в свои руки взяли вдовы. Женщины собрались вместе, выбрали место и решили копать колодец до тех пор, пока не докопают до воды. Но долго рыть не пришлось, буквально после нескольких взмахов лопаты из-под земли забил ключ, который обеспечил всех питьевой водой.
Сельчане уверяют, что вода из родника помогает от семейных ссор, а в годы Великой Отечественной сюда приходили молиться женщины, ждавшие мужей с фронта.
Ясачка. Деревня Песчаная Рудня
Много лет назад на месте родника из-под земли забил ключ, который назвали Иванов, по имени местного жителя, ухаживавшего за ним. Спустя некоторое время родник «переехал» и сменил название на «Песчанка», но и в таком виде просуществовал недолго.
Местные жители считают, что родники, как живые люди, могут обижаться, если за ними плохо ухаживать, иссякают и меняют «прописку».
В последние годы древний родник опять появился, но уже немного в стороне от привычного места. В этот раз его назвали «Ясочка», соорудили купель, и люди потянулись к целебной воде. В будние и выходные тут полно машин со всей Беларуси. Поговаривают, что Ясочка умеет лечить бесплодие.
Неглюбские рушники
В Ветковском районе Гомельской области среди непроходимых болот расположен небольшой агрогородок Неглюбка, известный далеко за пределами Беларуси своими традициями ткачества.
В отличие от широко известных Слуцких поясов, которые, как считают некоторые исследователи, вобрали в себя элементы персидской этнической традиции, неглюбские рушники целиком и полностью придуманы на Гомельщине.
Уникальность неглюбских рушников в том, что каждый из 120 узоров, которой может на них встречаться, наделен сакральным смыслом. Для их вышивки используется 475 элементов орнамента. Каждый отвечает за что-то свое – здоровье, урожай, семейные отношения, погода. Но и это еще не все: существуют тысячи сочетаний орнаментов, объединяя которые, можно в буквальном смысле писать целые летописи на многометровых тканых полотнах.
Неглюбские мастерицы зашифровывали культурным кодом своей малой родины все, что происходит вокруг, то, во что верили и видели. На рушник переносились все надежды, радости, беды и невзгоды. Неглюбские рушники – это не просто обрядовая вещь, а самая настоящая книга, прочитать которую дано далеко не каждому.
Маленький эксперимент. Произнесите вслух названия некоторых узоров, используемых на неглюбских рушниках: «яблонька», «мышиная стежка», «медведь на желудях», «восьмирожка», «кучерявка», «кривули». Что-то откликается в сердце, срабатывает память предков? Если да, то вы 100% гомельчанини, а если нет – посмотрите на снимки этого чуда, возможно в памяти всплывут деревенские напевы, запах протопленной печи, вид заснеженных полей из замерзшего окошка или ощущение надвигающейся июльской грозы.