Тайна большой воды. Откуда берутся половодья, можно ли их предугадать и почему Гомель затапливает раз в десять лет?
В прошлом году Гомель затопило не на шутку. Уровень воды побил многолетние рекорды, набережная ушла под воду, а передвигаться по Монастырьку и Якубовке можно было только на лодках.
«Сильные Новости» выяснили, откуда приходит и куда уходит большая вода, какие самые крупные половодья наблюдались на Гомельщине за последний век, можно ли спрогнозировать экстремальный подъем воды, как переживают этот катаклизм животные, и зачем противопаводковые канавы рыли на проспекте Победы и в окрестностях ЖД вокзала.
Из-за чего происходят паводки и как их прогнозируют?
Считается, что сильное половодье происходит раз в десять лет. Конечно, точность таких прогнозов – плюс-минус пара лет, но примерно ориентироваться на них можно – достаточно посмотреть на цифры Белгидромета.
Хронология масштабных подтоплений Гомельщины выглядит следующим образом:
1958 год. Сож поднялся до 758 сантиметров. Затопило не только Монастырек и Якубовку. Досталось и Новобелице, где вода добралась до кладбища, перелилась через Севастопольскую и даже показалась на центральной улице Ильича.
1962 год. Вода в Соже дотянулась до отметки в 702 сантиметра. Районы Гомеля, которые находятся в низине, традиционно ушли под воду. Также пострадали предприятия ДОК, «Красная звезда», «Бумажно-лесохимический завод».
1970 год. Пожалуй, самый сильный паводок за последний век. Сож поднялся до 804 сантиметров и зашел на территорию Судоремонтного завода, комбината хлебопродуктов. Что творилось в Монастырьке и Якубовке – сложно представить.
2023 год. Сож преодолел планку в 637 сантиметров. Этого хватило, чтобы вода затопила набережную, Монастырек и Якубовку.
Большие половодья были в 2004 году (649 сантиметров) и в 2013-м (631 сантиметр). Выходит, что прогнозы о большом паводке раз в десять лет появились не на пустом месте.
В этом году специалисты Белгидромета также прогнозируют большую воду. Говорят, сошлись сразу несколько факторов: большие запасы воды в снежном покрове, много атмосферных осадков, слишком интенсивное таяние и большая глубина осенне-зимнего увлажнения почвы.
По мнению климатологов, все половодья носят цикличный характер, однако предугадать, когда закончится цикл, сложно, а границы сильно размыты:
- умеренные половодья – раз в 8-12 лет;
- сильные – 10-50 лет;
- экстремальные 55-100 лет;
- катастрофические 100-300 лет.
Большая вода – большие беды
Каждый паводок для жителей Гомеля – своеобразная проверка на прочность. В прибрежных районах механизм спасения имущества и животных отлажен до автоматизма, однако бывают и экстраординарные ситуации.
В прошлом году Сож натворил много бед по всей области, но самый запоминающийся эпизод произошел 10 апреля в подтопленном частном секторе. Там во двор пенсионерки приплыл соседский дом. Вода подмыла фундамент, строение рухнуло на бок и поплыло в «гости», прихватив по пути забор. Сотрудники ОСВОД рассказывали, что впервые сталкиваются с таким, но ситуацию исправили. Дом отбуксировали на свое место и привязали металлическим тросом к дереву.
Спустя некоторое время похожая ситуация случилась уже с другим домом. Правда, на этот раз строение не выплыло за пределы участка, но радости у хозяев это не добавило. С приходом воды дом упал на бок, а крыша съехала в сторону.
Еще один, скорее забавный случай, произошел на центральной набережной. Там отдыхающие увидели пивной холодильник, который спокойно плыл по реке. Оказалось, что техника принадлежит одному из кафе в парке. Перед половодьем его переместили на закрытый склад и оставили. Как он «выбрался» наружу и отправился в путешествие, до сих пор непонятно.
Домашние и дикие животные во время паводков становятся наиболее уязвимыми
В прошлом году в соцсетях активно обсуждали пса с Монастырька, который потерялся во время паводка. Животное искали несколько дней, а когда надежды почти не осталось, собака сама приплыла к хозяину.
Такие ситуации регулярно случаются в подтапливаемых районах, и местные жители знают, как от них защититься. Котов и собак заранее стараются пристроить по родственникам и знакомым. Кур и кроликов поднимают на чердаки и крыши. Чуть сложнее обстоят дела с конями, свиньями и коровами, которых хватает в Якубовке, но и их эвакуируют в безопасные места при первых признаках сильного подъема воды.
Диким животным сложнее пережить разлив воды. Кабаны, олени и косули просто уходят от в сухие места. Лис, зайцев, кротов и других мелких животных половодье часто застает врасплох, а в самой худшей ситуации оказываются детеныши, которые не могут быстро реагировать на меняющуюся обстановку.
Если увидели дикое животное, которое находится на островке, ни в коем случае не пытайтесь его спасти. Во-первых, оно может быть агрессивным и нападет на вас. Во-вторых, велика вероятность, что зверь испугается, бросится в воду и утонет, так и не доплыв до следующего безопасного места.
Как в Гомеле борются с паводками?
Первым гомельским дамбам и рвам, отводящим паводковые воды, больше сотни лет. Люди самостоятельно возводили их в Ченках, Якубовке, Монастырьке, Новобелице и даже в районе вокзала, где век назад раскинулось Горелое болото. От сильных половодий они не спасали, город, как по расписанию, раз в десять лет уходил под воду.
Масштабные сооружения начали строить в 70-е годы, однако и они не решали проблему полностью. Вода все так же находила лазейки, чтобы весной пробраться поближе к горожанам.
Начиная с 2000-х годов, насыпные сооружения появились в десятке мест, наиболее подверженных затоплению, а длина дамб росла стремительными темпами. Постепенно своими защитными сооружениями обзавелись ближайшие к Гомелю деревни, в которые большая вода раньше заглядывала с завидной регулярностью.
Самая масштабная стройка дамб запланирована на этот год. После паводка 2023-го председатель облисполкома Иван Крупко говорил, что в 2024-м укрепят 21 дамбу. Первоочередных адресов шесть: Ченки – Севруки – Поляна, Монастырек и Якубовка, деревни Уза и Плесы, поселок Ильич.
А пока Гомель в ожидании очередного большого половодья. Каким оно будет в этом году, жители города узнают совсем скоро.