Skip to main content
27.08.2024

«Страдать будет покупатель». «Сильные Новости» побывали в гомельских секонд-хендах и узнали, как восприняли продавцы б\у вещей новость о запрете ЕС на ввоз в Беларусь ношенной одежды

К секонд-хендам в Беларуси неоднозначное отношение. Некоторые только там и покупают одежду, мотивируя это тем, что за копейки можно найти отличную качественную брендовую вещь. А вот для других одежда из «секонда» – «вещи, снятые с трупов». За последние несколько лет к магазинам с б/у одеждой были претензии и у отечественного легпрома: мол, конкуренция с ними не равная и вообще такие магазины нужно убирать с центров на окраины. В общую кучу добавились и подростки, которые в день привоза выламывают двери в погоне за брендовой «шмоткой». И вот вишенка на торте: Евросоюз запретил экспортировать в Беларусь одежду для секонд-хендов. Что говорят владельцы «секондов», и какие настроения гуляют между рейлами с подержанной европейской одеждой – узнавали «Сильные Новости».

МИД Беларуси: переживать не стоит, найдем замену

В середине августа ЕС ввел новый пакет санкций против Беларуси, включающий запрет на экспорт в страну одежды для секонд-хендов. До этого момента «секонды» составляли около 35% от общего объема потребления одежды в Беларуси.

На запрет отреагировали в МИДе. По словам чиновников, ношенные вещи собираются заменить продукцией белорусского легпрома и импортом из «дружественных стран».

«Евросоюз, принимая такое решение, не учел тот факт, что в Беларуси хорошо развита отрасль собственной легкой промышленности, товары которой не уступают мировым аналогам по качеству, имеют все необходимые сертификаты безопасности, а также реализуются по доступным ценам. Запрет ЕС на поставку в Беларусь товаров секонд-хенд создаст предпосылки для дальнейшего развития национального производства, сотрудничества с дружественными странами и сократит объемы импорта небезопасной продукции из ряда стран Европы и США», – заявили в МИДе.

Конкуренция «секондов» и «Беллегпрома» продолжается не первый год

Вообще белорусские секонд-хенды периодически появляются в новостях по разным причинам.

В 2019 году новоназначенная глава «Беллегпрома» Татьяна Лугина подняла вопрос о необходимости дополнительного регулирования торговли секонд-хендом. По словам чиновницы, отечественные предприятия легкой промышленности вынуждены работать на внутреннем рынке в условиях недобросовестной конкуренции.

Среди факторов, повлиявших на снижение доли продаж отечественных товаров легкой промышленности, глава концерна называла переориентацию людей с низким уровнем дохода на покупку дешевой одежды и обуви в секонд-хендах, а также в магазинах, владельцами которых являются выходцы из Азии.

Кроме того, Лугина сетовала, что о равных условиях конкуренции не может идти и речи, потому что почти 70% товаров, представленных в магазинах, торгующих подержанной одеждой – это новые вещи, с этикетками. То есть под маркой бывших в употреблении изделий, которые не облагаются ввозными пошлинами, в страну поступает стоковая, то есть совершенно новая одежда.

Сначала правительство рассматривало предложение о запрете продажи товаров секонд-хенд через интернет. Но МАРТ идею не поддержал: ведомство вынесло этот вопрос на общественное обсуждение и получило множество жалоб от возмущенных белорусов, которые активно пользовались такими услугами.

Затем обсуждали возможность переноса магазинов, торгующих подержанной одеждой, из областных центров и других больших городов в населенные пункты поменьше, а с центральных улиц – на окраины. Однако способ повышения конкурентоспособности отечественных товаров путем передислокации торговых «точек» посчитали чрезмерным.

В мае 2020-го МАРТ предложил обсудить проект постановления Совмина, в котором предлагалось ввести ограничения на продажу в одном торговом объекте б/у одежды, галантерейных товаров и обуви вместе с новыми товарами. В итоге его приняли. И со 2 апреля 2021 года магазинам, продающим секонд-хенд, запретили торговать новыми товарами.

К тому же в постановлении Совмина оговаривалось, что нельзя продавать в одном торговом объекте бывшие в употреблении и новые меховые изделия, обувь, одежду швейную и трикотажную (исключение составляют новые швейные и трикотажные бельевые изделия). Также под запрет попадала продажа в одном товарном отделе (секции) новых и б/у товаров (за исключением букинистических изданий), которые не указаны выше.

Из-за одежды из «секондов» прогуливал уроки и открыл свое небольшое дело

Еще один момент, который привлек внимание к секонд-хендам – штурмующие их подростки. В погоне за кофтой или штанами с заветной лейбой ломаются двери и носы, а видео, снятые в такие моменты, становятся вирусными.

Все это делается не просто так: фирменная вещь с хорошей наценкой продается в соцсетях или на интернет-площадках. Некоторые умудрялись сделать из этого небольшой бизнес. Как, например, гомельчанин Алексей. Молодой человек около года «охотится» по секондам за брендовыми вещами.

«У нас есть немало конкурентов и стоит заранее прийти под дверь магазина и караулить открытие. Найти действительно хорошую вещь можно в день привоза, но нужно быть готовым к большой толпе людей. Фиксированной суммы на закупку нет, все зависит от выбранного мной товара. Сейчас я открыл свой небольшой магазин в Instagram, а дела с ним обстоят неплохо», – рассказал парень.

Алексей отмечает, что ради поиска брендовых вещей он никогда не боялся пренебречь учебой и семейными праздниками. Например, в школьные времена мог прогуливать уроки, а в этом время занимал очередь на входе в «секонд». Денег от перепродажи одежды гомельчанину хватает на то, чтобы погулять и ничего не клянчить у родителей.

Что сейчас происходит в магазинах?

Для ответа на этот вопрос корреспонденты «Сильных Новостей» отправились в секонд-хенды города. В целом ситуация спокойная: пока вешалки ломятся от вещей, а в торговых залах много покупателей. Сами же сотрудники магазинов говорят, что сейчас ни о каком закрытии и разговоров нет, а товар поступает, как и поступал.

О том, что за санкциями не последует крах бизнеса на секонд-хенде, считает и Виктория, которая работает в этой сфере. По ее словам, продавцы будут обходить запрет, изменив логистику: поставки пойдут через ту же Грузию или Казахстан. Но это значит, что процесс ввоза станет сложнее и дороже. Только страдать будет покупатель: цены вырастут, а качество вещей может снизиться.

Что касается запасов одежды впрок, то, по словам Виктории, такая схема уже давно не работает. Да, крупные игроки на рынке могут позволить себе покупку партий и постепенную периодическую допокупку вещей. А вот магазинчики поменьше приобретают вещи сезонно.

«Сейчас среди секонд-хендов и стоков большая конкуренция. И если раньше люди даже в несезон покупали качественные вещи, то теперь такого нет», – отметила Виктория.

Судя по всему, пока не собираются горевать ни фанаты секонд-хендов, ни их владельцы. Однако никто не знает, что будем завтра или через несколько месяцев.

 

 


Читайте также:

Новое на сайте: