Skip to main content
09.10.2025

От дома Пикуса до Большого серого дома: легендарные здания Гомеля и их необычные истории

В Гомеле есть дома, которые старожилы знают исключительно по именам. Дом Пикуса, Рыбный дом и еще парочка легендарных адресов. «Сильные Новости» вспомнили их историю и нашли немало интересного. Например, Круглый серый дом сверкал на солнце, потому что в штукатурку добавили толченое стекло, а квартиры заводчан в Доме специалистов имели по три балкона и спальное место для домработниц.

Дом Пикуса

В самом начале улицы Пролетарской на склоне глубокого оврага стоит необычный дом. Со стороны он выглядит стандартно: один этаж, крыша из металлочерепицы и минимальный декор над окнами, а на фасаде висит плакат с надписью: «Пикус центр». Если обойти строение вокруг, становится видно, что под домом скрываются еще два уровня, выходящих окнами в ров. Здание имеет долгую историю, которая начинается в середине XIX века.

Много лет назад на этом месте протекала река Гомеюк, впадающая в Сож. Крутые склоны считались отдельным районом Гомеля и назывались Кагальный ров. Здесь стояли простые хижины и шалаши, в которых селились, в основном, бедняки. Правоохранители тех лет старались без крайней необходимости не появляться в этой местности. Мало того, что ров считался самым криминальным местом города, так еще и крайне неблагоприятным в эпидемиологическом плане. Массовые болезни вспыхивали одна за другой, выкашивая местных жителей. Как получилось, что на фоне криминала, болезней и бедности здесь появился каменный дом?

Все началось в 1870-е годы, когда зажиточный старообрядец Питунов решил построить доходный дом. С одной стороны, Кагальный ров считался неблагополучным районом, но, если посмотреть под другим углом, то окна дома выходили на Пролетарскую (тогда Фельдмаршальскую) – один из престижнейших районов города, где годовая аренда домов достигала трехзначных сумм. Дорогая часть сдавалась под магазины и в ней размещался ресторан, а «минусовые» этажи снимали под жилье.

В начале XX века средневековый бизнес центр выкупил богатый гомельчанин с фамилией Пикус и открыл тут магазин галантереи. На фасаде сразу же появилась вывеска «Магазин Пикуса». Судя по старым газетам, дела у бизнесмена шли хорошо и спустя несколько лет он открыл еще одну точку в доме Лейбы Маянца, напротив современного Старого универмага. В ночь с 15 на 16 августа 1923 года в доме Пикуса вспыхнул пожар, на этом история здания могла бы закончится, но пожарные сработали быстро, и домовладелец отделался лишь сгоревшими 200 пудами сена в ближайшем сарае.

С 1930-х годов строение использовалось исключительно как жилье. Тут давали квартиры городским чиновникам и медикам из близлежащей больницы. Так продолжалось до 1960-х, когда Кагальный ров решили засыпать, а на его месте устроить стадион. Лачуги на склонах снесли, для жителей построили пятиэтажку неподалеку, а дом Пикуса оставили как есть. Несколько лет он стоял пустым, в ожидании реконструкции или сноса, но в итоге его оставили. В 1990-е годы его приспособили под офисы, и с тех пор он продолжает использоваться по тому же назначению.

Круглый серый дом

В 1925 году городской архитектор Александр Шабуневский и инженер Григорий Ханин получили заказ на разработку проекта «многосекционного жилого дома» по адресу Липовая, 26 (Пушкина, 26) для служащих Западной железной дороги. Работа заняла несколько месяцев и уже в 1926 началась стройка. В итоге строители возвели здание, состоящее из семи секций, занимавшее целый квартал. Каждая секция выполнена в своем стиле, но у дома есть уникальная особенность, которая не встречается больше ни в одном здании города.

При строительстве в материалы стен и штукатурку добавляли толченое стекло, что делало строение блестящим, особенно вечером и утром, когда лучи солнца падали на стены под определенным углом. Эксперимент оказался удачным, но из-за слишком высокой стоимости повторять его больше не стали.

 

После войны дом капитально отремонтировали, блестящие стены покрыли серой штукатуркой, а внутри восстановили стены из красного кирпича. С тех пор строение практически не менялся: сегодня он выглядит так же, как 70 лет назад, только стеклопакеты заменены на новые.

Дом специалистов

В марте 1932 года Политбюро ВКП(б) и СНК СССР постановило за два года возвести благоустроенные дома для ведущих специалистов в сотне крупнейших городов страны, построенной трудом победившего пролетариата.

«Для улучшения жилищного положения специалистов и ученых, инженеров и техников, беспартийных и партийных, работающих в различных предприятиях, учебных заведениях и учреждениях Союза ССР, Совет Народных Комиссаров СССР», – говорилось в документе.

К бумаге прикрепил дополнение со списком городов, где именно необходимо строить такие дома. Гомель в нем стоял на 59 позиции. Так появился следующий герой нашего материала – Дом специалистов по адресу Кирова, 35.

В марте 1936 года строение сдали в эксплуатацию и новоселье отметили сразу 50 семей. Первые жильцы, инженеры и специалисты городских заводов, оказались поражены уровнем комфорта раньше в Гомеле для рабочих не строили ничего подобного.

После тесных коммуналок их ожидали:

  • 3-х и 4-х комнатные квартиры площадью около 90 квадратных метров;
  • по три балкона на каждую квартиру;
  • барельефы на фасаде, изображающие профессии жильцов.

Кроме того, в документах Совета народных комиссаров СССР прописали дополнительный список обязательных атрибутов «домов специалистов». Полагалось, что их обязаны оборудовать «передней, кухней, ванной, уборной, хранилищем для провизии, местом для расположения кровати для домработницы и шкафами при комнатах. Внутренняя отделка квартир повышенного типа предусматривает полное оборудование электрическим освещением, радиофикацией, телефоном и обмебелировкой помещений, при центральном водяном отоплении и вентиляции». Представляете масштаб комфорта, с учетом что на дворе 1937 год?

В годы войны здание сильно пострадало. В него попало несколько снарядов, от чего обрушилась часть кровли. Но и это не все: немецкие войска заминировали самый престижный дом Гомеля перед отступлением. При первичном разминировании снаряд не нашли, но решили проверить еще раз, тогда-то и нашли мину, заваленную углем в самом дальнем конце подвала, до взрыва которой оставалось 27 часов.

После войны дом отреставрировали, незначительно изменив планировку, однако просторные квартиры со «спальными местами для домработниц» остались в прошлом. Строение вернули в жилфонд уже в формате коммунальных квартир. Позже коммуналки расселили и по возможности восстановили старую планировку.

Рыбный дом

Последний герой нашей подборки – Рыбный дом, построенный в 1920-х годах на улице Замковой (сейчас проспект Ленина, 31). Как и многие выдающиеся здания того времени, он создан по проекту архитектора Александра Шабуневского. В этот раз перед мастером стояла нестандартная задача – продумать планировку, которая «экономит и оптимизирует людские ресурсы».

Первым решением стало уменьшение кухни: считалось, что жильцам незачем тратить время на готовку, если в доме на первом этаже работает столовая. Следом сократили и площадь санузлов, зато в цоколе и на первых этажах разместили прачечные и помещения бытового обслуживания.

С планировкой все было решено, оставалось придать дому выразительный облик. Шабуневский подошел к этому с привычным вкусом и вниманием к деталям. Перед главным входом он спроектировал курдонер – небольшой уютный двор, огражденный с трех сторон стенами здания. В таких дворах в XVII веке любили отдыхать монархи Версаля, устраивая приемы и прогулки. В Гомеле подобное решение выглядело неожиданно, но и рабочим крупных предприятий оно пришлось по душе.

Подъезды также выглядели впечатляюще: кованые перила, широкие лестничные пролеты, где строгие прямоугольные окна чередовались с изящными арками. Со стороны двора на крыше возвели небольшую башенку с наблюдательным пунктом. Во время войны отсюда следили за пролетающими самолетами.

Как и многие многоэтажные здания, Рыбный дом пострадал во время войны. Обрушились перекрытия, крыша просела, и долгие годы здание стояло в запустении. Средства на восстановление нашлись лишь к началу 1950-х, когда наконец приступили к ремонту. Планировку квартир изменили, а помещения на первом этаже переоборудовали под магазины. Один из них специализировался на продаже рыбы – именно благодаря ему дом получил свое неофициальное название, под которым известен до сих пор.


Читайте также:

Новое на сайте: