Райские яблоки в медном тазу, общественный пресс и ночные гадания. «Сильные Новости» узнали у коренных гомельчан,как праздновали Яблочный Спас наши дедушкии бабушки
Сегодня православные верующие отмечают праздник Преображение Господне, который в народе называют Яблочный Спас. В Гомеле основные мероприятия традиционно проходят в старом саду на транспортной развязке проспекта Речицкого, в окружении гигантских яблок и груш из бетона.
«Сильные Новости» поговорили со старожилами Гомеля. Расскажем, как праздновали Яблочный спас полвека назад и зачем бросали кожуру от яблок через левое плечо. А напоследок поделимся рецептом специального праздничного варенья.
Пресс уличкома
Точно неизвестно, когда в Гомеле впервые начали появляться традиции, связанные с Яблочным Спасом. В конце 1920-х годов в Залинейном районе уже существовала ежегодная традиция, которая объединяла жителей десятков домов в этот день.
«Дедушка рассказывал, что за три дня до яблочного спаса все жители улицы начинали собирать яблоки. В мешки, котомки, корзины. Чем больше – тем лучше. Затем сносили их к дому уличкома, где они лежали до утра воскресенья», – вспоминает один из жителей Советского района.
По словам мужчины, яблок набиралось несколько десятков мешков, а мыть их помогали дети со всей улицы.
«Утром в воскресенье яблоки заносили во двор к уличкому, где к тому времени уже был установлен огромный винтовой пресс. В кадку вмещался сразу мешок яблок. В центр винта вставлялся шест, которые раскручивали четверо мужчин. Женщины только и успевали подставлять емкости для сока. Как правило, вся работа занимала не больше трех часов. Сок делили на каждый дом поровну», – рассказывает о необычной традиции мужчина.
Что стало с прессом – неизвестно. В начале 40-х годов традиция прервалась, а после войны у жителей микрорайона были уже совершенно другие заботы.
Гадания на Яблочный Спас
Считается, что самые «точные» гадания проходят в ночь перед Рождеством. Что делать, если до зимы еще далеко, а вопросы накопились уже сейчас?
Гомельчанка Ирина, которая в начале 80-х жила в Монастырьке, рассказывает, что местная детвора очень любила этот праздник. Во-первых, «официально» разрешали есть любые яблоки, а во-вторых – это отличный повод провести череду гаданий и найти ответы на свои вопросы.
«В ночь перед праздником мы собирались с соседскими детьми и разжигали большой костер на берегу реки. Каждый приносил с собой хлеб, сало и десяток яблок. Парочку самых красивых оставляли для гаданий, а остальные запекали в углях, посыпали сахаром и ели. Иногда такие посиделки заканчивались далеко за полночь», – вспоминает Ирина.
Женщина говорит, что в каждой компании были свои традиции и варианты гаданий. Подростки постарше шутливо гадали на суженого-ряженого. Конечно, абсолютно все говорили, что не верят в «дедушкины сказки – бабушкины подсказки», но очень расстраивались, если результат гадания не оправдывал ожиданий.
«Самый „точный прогноз“ давало гадание на яблочной кожуре. Вопрос надо ставить конкретно – да или нет. Никогда и ни при каких обстоятельствах не рассказывать, что спросил, и самое главное – результаты гаданий можно интерпретировать как захочется. Сам процесс выглядел следующим образом. С самого красивого яблока срезалась кожура, непременно одной полоской. Затем ее бросали через левое плечо. Если она упала скрученным клубком – желание не сбудется, изогнутой линией – все хорошо», – привела пример одного из гаданий Ирина.
К началу 90-х гадать стало немодно. Появилось множество целителей, белых магов и экстрасенсов, лица которых мелькали в телевизоре, на листовках и даже афишах кинотеатров. Пропал налет таинственности. Да и какая уж тут загадка, когда каждые выходные в кинотеатре «Октябрь» выступала Бабушка Федора, по телевизору Кашпировский и Чумак заряжали воду, а с каждого столба смотрело лицо Марии-Дэви-Христос в белом капюшоне.
Райские яблоки в медном тазу
«Каждый год в конце августа моя бабушка доставала из кладовки старый таз из меди. Она утверждала, что он достался ей по наследству еще от ее бабушки. Использовался он один раз в году и только на Яблочный Спас», – рассказывает гомельчанка Светлана.
По словам женщины, чтобы привести таз в «рабочее состояние» требовался не один час. Его раз за разом натирали песком и смывали, пока бока не начинали блестеть, как золото. Ответственными за эти процедуры назначили детей.
«В воскресенье мы всей семьей шли собирать яблоки сорта „Ранетки“, которые почему-то называли „Райскими яблоками“. Похожая яблоня растет сейчас за памятником Янки Купалы, недалеко от парка „Фестивального“, но есть их, думаю, не стоит, рядом оживленная дорога. Яблоки тщательно мыли и выбирали только самые-самые, килограмма четыре. Потом обсушивали на воздухе и каждое яблочко прокалывали иголкой в трех местах. К этому моменту в медном тазу уже булькал сироп из килограмма сахара и воды. Яблоки засыпали в сироп, варили 10-15 минут и укладывали по банкам. Есть это варенье можно было только по большим праздникам», – описывает технологию производства Светлана.
Женщина вспоминает, что во время многочисленных переездов семейная «реликвия» потерялась.
«В 2000-х годах в пионерском сквере каждые выходные собирались любители старинных предметов. Каково же было мое удивление, когда на одном из лотков я увидела похожий медный таз. Да, это был не тот же самый, немного меньше. Купила, не раздумывая, и теперь уже со своими внуками варю каждый год варенье. Жаль „Ранеток“ уже не найти, но появилось много других сортов, которые ничуть не хуже», – заканчивает историю Светлана.
Сейчас мероприятия на Яблочный спас проходят на транспортной развязке в начале Речицкого шоссе. Еще в начале 80-х тут жили несколько семей в частных домах, но это уже совсем другая история.