А вы знали, что в Гомеле существовала собственная авиакомпания? Рассказываем про ее взлеты и падения
«Сильные Новости» вспоминают историю гомельской авиации: внутри фото и значимые события авиакомпании с гомельской пропиской.

Во времена СССР во всем союзе действовала одна авиакомпания – «Аэрофлот», представленная в БССР ее подразделением – Белорусским управлением гражданской авиации. После распада Советского союза и выхода белорусской гражданской авиации из состава «Аэрофлота» в 1993 году в Беларуси создали объединение гражданской авиации «Белавиа», а 5 марта 1996 года образовали «Национальную авиакомпанию «Белавиа». Параллельно с этим в Беларуси создали еще несколько авиакомпаний – в том числе и «Гомельавиа».
Однако уже в начале двухтысячных многие компании прекратили свое существование, войдя в состав «Белавиа». В 2006 году в Беларуси работало несколько авиакомпаний: «Белавиа», «Трансавиаэкспорт» (грузовые перевозки), «Гомельавиа» (с 2006 года – грузопассажирская) и «Беллесавиа» (лесоохрана).
«Гомельавиа» можно считать преемницей Гомельского объединенного авиационного отряда. После ликвидации в 1992 году Гомельского ОАО в 1993 году аэропорт «Гомель» получил статус международного. В декабре 1994 года в аэропорту «Гомель» впервые произвел посадку самолет Ил-76. Придание аэропорту статуса международного во многом обусловило создание в 1996 году Республиканского авиационного унитарного предприятия «Аэропорт Гомельавиа». Однако это не дало на первых порах должного эффекта. В середине 1990-х годов для аэропорта настали не лучшие времена. В 1997 году рейсы уже перестали выполняться, предприятие начало работать со значительными убытками.
С 1998 по 2000 год не выполнилось ни одного регулярного пассажирского авиарейса. Авиакомпания оказалась на грани банкротства и имела многомиллионные долги перед государством. Чтобы удержаться на плаву, «Гомельавиа» бралась фактически за любую работу: перевозку нефтяников на вахту в Нижневартовск, детей на оздоровление в Италию, пассажиров в Шри-Ланке. Последнее закончилось для авиакомпании трагедией.
Авиакатастрофа на Шри-Ланке
В 1993 году на Шри-Ланке открылась маленькая частная авиакомпания Lionair. Своих самолетов у нее не было, поэтому технику местные бизнесмены взяли в аренду в Казахстане, Украине и Беларуси. У «Белавиа» и «Гомельавиа» арендовали пять стареньких Ан-24 (1971–1973 годов выпуска). По контракту в Шри-Ланку отправились работать и белорусские летчики.

29 сентября 1998 года один из бортов «Гомельавиа» выполнял рейс из Джафны в Коломбо. Члены экипажа – четверо летчиков из «Гомельавиа». Грузчик и администратор были местными. В салоне – 48 пассажиров, из которых 19 женщин. Самому младшему пассажиру – 18 лет, самому старшему – 89. Взлетели без происшествий, но через десять минут полета летчики сообщили диспетчеру о разгерметизации кабины и попросили разрешения на возврат. В этот момент самолет исчез с радаров.
Газеты Шри-Ланки выдвигали различные версии. По одной из них, на борту могла взорваться бомба. По другой – самолет разбился из-за технической неисправности. Однако самая правдоподобная версия звучала так: самолет обстреляли боевики повстанческого движения «Тигры освобождения Тамил-Илама».
Через неделю после катастрофы в Шри-Ланку из Москвы прилетела комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

«К месту трагедии нас не подпускали из соображений безопасности, ведь зону вероятного падения самолета контролировали «Тамильские Тигры». Нам не смог помочь даже тамошний полицейский начальник, который одинаково хорошо ладил и с этой, и с той властью. Мы подключали местное министерство транспорта и туризма, российское посольство в Шри-Ланке и даже местных религиозных деятелей – все напрасно. Все данные, которыми мы обладали, были косвенными. Например, со слов местных полицейских, во время отливов можно было рассмотреть торчащий из воды хвост самолета. Но сами мы его не видели. Зато нам удалось ознакомиться с документацией на самолет: там нареканий никаких не было, все проверки были выполнены вовремя», – рассказывал «Комсомольской правде» Юрий Ершов, входивший в состав комиссии и работавший в те годы главным специалистом отдела технической эксплуатации и ремонта авиатехники Госкомавиации Беларуси.
Как рассказывали родственники погибших «Комсомольской правде», два года летчики числились пропавшими без вести. Только в 2000 году их юридически признали погибшими. Несовершеннолетним членам семей назначили пособие. Автоматически Гомельская транспортная прокуратура по факту гибели экипажа возбудила уголовное дело.
Все эти годы официальной информации от властей Шри-Ланки не поступало. Лишь в апреле 2012 года подразделение по борьбе с терроризмом заявило, что задержало подозреваемого по имени Арул из движения «Тигры освобождения Тамил-Илама»: на момент катастрофы террористу исполнилось всего 17 лет. Спецслужбы заявили, что задержанный признался: сбил белорусский самолет переносной ракетой с плеча. По словам террориста, он выполнял приказ заместителя руководителя движения, хотя они оба знали, что на борту находятся гражданские люди. Самого заместителя уже нет в живых – его убили в начале 2009 года во время военной спецоперации против «Тигров».
Останки пассажиров и членов экипажа нашли и подняли с морского дна. Членов экипажа из Гомеля перезахоронили на кладбище в «Осовцах».
Как «Гомельавиа» выходила из кризиса?
В 2005 году предприятие стояло на грани банкротства. Убытки за первые три месяца года составили 600 миллионов рублей, арестовали все счета. Долги перед государственным бюджетом – более миллиарда, долги по кредитам – более 9 миллиардов. В этой непростой ситуации авиакомпанию постарались вывести из кризиса. В первую очередь удалось сохранить и развить существующую структуру – аэропортный комплекс плюс авиакомпанию, что позволило коллективу выработать целостную и эффективную антикризисную программу. Основной акцент сделали на обслуживание транзитных воздушных судов иностранных компаний.

В 2005 году выручка составила пятнадцать миллиардов рублей против четырех миллиардов в 2004 году.
Впервые, начиная с 1997 года, коллектив предприятия сработал без убытков. Предприятие рассчиталось по долгам, были сняты аресты с банковских счетов, ликвидирована задолженность по банковскому кредиту. Сделали ремонт производственных помещений и оборудования, закупили новое оборудование.
С этого момента авиакомпания становится грузопассажирской, также флот предприятия пополнился грузовыми самолетами Ил-76. Первый полет уже собственного Ил-76 состоялся 10 апреля 2006 года. В этом же году предприятие получило аккредитацию ООН, что позволило компании доставлять грузы по миротворческим программам ООН. В первом квартале 2006 года прибыль составила 442 миллиона рублей против убытков 452 миллиона за аналогичный период прошлого года.
Значительных успехов компания добилась и в области пассажирских перевозок. Организованы постоянные маршруты по следующим направлениям: Гомель – Минск – Гомель; Минск – Калининград – Гомель; Калининград – Гродно – Калининград; Калининград – Витебск – Калининград; Калининград – Могилев – Калининград. Также выполнялись чартерные полеты.
Начало конца
В конце 2008 года провели реструктуризацию. Из ГП «Аэропорт Гомельавиа» выделили государственное предприятие «Авиакомпания Гомельавиа», а часть аэропортового комплекса предприятия «Аэропорт Гомельавиа» присоединили к Гомельскому филиалу государственного предприятия «Белаэронавигация». То есть аэропортный комплекс и авиакомпания уже не являлись одним целым и имели разное подчинение.

В 2011 году неожиданно для многих компания объявила о приостановке продажи билетов с 22 февраля 2011 года. На тот момент у предприятия имелась задолженность перед аэропортом «Храброво» (Калининград). Такая ситуация сложилась из-за высокой себестоимости полетов при относительно невысокой цене на билеты, которая составляла в 2011 году 52 020 рублей (17 тысяч долларов).
19 апреля 2011 года поступило сообщение о ликвидации «Гомельавиа». Часть сотрудников и имущества переведены в предприятия: «Белаэронавигация», «Трансавиаэкспорт» и авиакомпания «Гродно».
Что было дальше?
В 2011 году аэропорт «Гомель» пережил трансформацию: после упразднения «Гомельавиа» регулярные рейсы прекратились, и он переориентировался на чартерные туристические и вахтовые перевозки. Аэропорт сохранил статус международного, обслуживая современные типы воздушных судов (Boeing, Airbus).

Сейчас из Гомеля летают самолеты авиакомпании «Белавиа». Из нашего города можно улететь в такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Шарм-эль-Шейх, Анталия.