Украинская компания отказалась от бизнеса в Беларуси, потеряла завод в Светлогорске, а теперь требует взыскать с России больше 27 миллионов долларов
Самое удивительное в этой экономической истории то, что украинские суды дважды отказывали истцу в удовлетворении требований, заявленных «до держави – російської федерації в особі Міністерства юстиції російської федерації». Подробности этого дела «Сильные Новости» узнали из опубликованных решений Хозяйственного суда Киева, Северного апелляционного хозяйственного суда и Верховного суда, рассмотревшего кассационную жалобу ЧАО «ПлазмаТек». В центре событий находится Светлогорский завод сварочных электродов, который на 100% принадлежал украинской компании. (С марта 2023 года завод входит в состав российской промышленной группы ARCUS под новым названием – «Амета-Электрод».)
На заводе работало порядка 400 человек
В марте 2022 года на сайте компании «ПлазмаТек» под заголовком «Останавливаем бизнес в России и Беларуси» появилось такое сообщение: «В ситуации, которая сложилась в Украине, имеем моральную ответственность остановить работу со странами, которые отказались от мира. Поэтому сообщаем, что компания ПлазмаТек прекращает деятельность в Российской Федерации и Республике Беларусь». Заметим, предприятие работало на сырье, которое поставлялось из Украины, где объявили военное положение.
Позже стало известно, что весь украинский персонал завода убыл на родину, а местных работников ознакомили с приказом о выплате в период простоя заработной платы в размере 2/3 тарифа «в связи с временным отсутствием работы по причине производственного и экономического характера, а именно отсутствием возможности доставки сырья для производства сварочных электродов из Украины, затруднительным поиском альтернативных поставщиков сырья, а также отсутствием возможности временного перевода работников на другую работу, с целью сохранения рабочих мест».
Само же предприятие, где работало порядка 400 человек, оказалось на грани банкротства. Оказалось, что в 2021 году завод под залог своего имущества взял кредит в банке «Дабрабыт». В результате известных событий образовалась задолженность в сумме 6 миллионов 190 тысяч рублей. В октябре 2022 года Экономический суд Гомельской области решил взыскать эту сумму с завода «путем взыскания на заложенное имущество по договорам о залоге».
Имущество собирались пустить с молотка, но тут вмешались высшие силы. В декабре того же года при назначении нового председателя Светлогорского райисполкома о ситуации на заводе доложили Александру Лукашенко. А он призвал нового руководителя как можно быстрее национализировать собственность предприятия и минимизировать юридические формальности: «Считайте, что это предприятие ваше. По приезду немедленно реализуйте это указание. Не ждите каких-то документов. Направьте в правительство – они вам ответ дадут. После сегодняшнего они вам до нового года поменяют собственника».
Новый собственник появился в марте 2023 года, когда российская промышленная группа ARCUS завершила сделку по приобретению бывшего Светлогорского завода сварочных электродов. На сайте компании сообщалось: «Запуском предприятия занялись специалисты «Магнитогорского электродного завода». За короткие сроки им пришлось решить множество технических и административных задач: обеспечить подачу электроэнергии на завод, подключиться к коммунальным сетям, обеспечить поставки сырья. Самым сложным оказался вопрос с кадрами, так как многие сотрудники за время простоя нашли новую работу. Несмотря на все сложности уже к концу апреля предприятие выпустило первые 100 тонн продукции. После того, как завод приступил к работе и был сформирован новый коллектив, руководство приняло решение модернизировать часть оборудования и приобрести новые технологические линии».
По итогам 2023 года сменивший название на «Амета-Электрод» завод вышел на объем производства 600 тонн в месяц. На предприятии запустили в эксплуатацию две новые линии упаковки электродов в тубусы и под вакуум. В планах на 2024 год было намерение удвоить уровень производства и выйти на объем 1200 тонн в месяц.
Суды все продолжаются
А бывший украинский собственник с февраля нынешнего года ходит по судам. Свои убытки «ПлазмаТек» оценила в 27,3 миллиона долларов. Примечательно, что свои претензии истец предъявил не к Беларуси, где была дана отмашка на национализацию, а именно к России, по вине которой, по его мнению, и был потерян завод. И два суда, что называется, проиграл.
Хозяйственный суд Киева не нашел оснований для удовлетворения иска. Северный апелляционный суд, куда компания «ПлазмаТек» обратилась с жалобой, признал законность решения суда первой инстанции. Интересна аргументация сторон. Не всех, конечно, так как ответчик в суд не явился, проигнорировав повестки, которые направили на электронную почту Минфина РФ и в посольство РФ в Словакии.
По версии истца, причиной его бед стала Россия, которая вторглась в Украину. А вот позиция хозяйственной Фемиды прямо противоположная: «У суда отсутствуют основания доподлинно считать, что утрата имущественных прав “ПлазмаТек” стала следствием начала в феврале 2022 года крупномасштабного вторжения Российской Федерации на территорию Украины, что исключает наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями именно ответчика по лишению доли в уставном капитале товарищества и убытками, складывающимися со стоимости такой доли… Суд считает целесообразным также акцентировать внимание на том, что наличие опосредованной связи между национализацией юридического лица в Республике Беларусь и началом вооруженной агрессии Российской Федерации никаким образом не указывает на возможность возложения ответственности за лишение доли в ООО “Светлогорский завод сварочных электродов” именно на ответчика».
Проще говоря, война здесь ни при чем. Правда, судебная история еще не закончилась. Украинская компания обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд, который решение суда первой инстанции отменил, а дело направил на повторное рассмотрение в Хозяйственный суд Киева.